Валентин Аллахиярович Эмиров родился 17 декабря 1914 года в высокогорном селе Ахты Самурского округа Дагестанской области — в том самом ауле, что веками славился вольнолюбивым духом лезгинского народа . Отец, Аллахияр, работал на рыбных промыслах, мать, Надежда Митрофановна, воспитывала двоих сыновей — Валентина и Загира . Семья жила трудно, и с четырнадцати лет Валентин уже стоял у слесарного станка, помогая кормить близких.
Небо звало его с детства. Он поступил в авиационный техникум, параллельно занимался в Махачкалинском аэроклубе, затем окончил Таганрогский аэроклуб . В 1935 году призван в Красную Армию, а в 1939-м с отличием окончил Сталинградское военное авиационное училище . Боевое крещение принял в советско-финляндской войне 1939–1940 годов, откуда вернулся с опытом, партийным билетом и первым орденом Красного Знамени .
С первого дня Великой Отечественной войны — на фронте. Командир эскадрильи 36-го истребительного авиационного полка . В одном из вылетов на штурмовку в кабине его самолета разорвался зенитный снаряд: осколки изрешетили тело пилота, врачи насчитали семнадцать ранений . Истекая кровью, заливая приборную доску, Эмиров привел машину на свой аэродром, посадил, потерял сознание. Хирурги спасли его.
В июле 1942 года капитана Эмирова назначают командиром формирующегося 926-го истребительного авиационного полка 219-й бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Закавказского фронта . К сентябрю того же года на его счету — более 170 боевых вылетов, свыше двадцати воздушных боев, семь лично сбитых самолетов противника и еще два — в группе . Однополчане называли его «воздушным джигитом» .
В августе 1942 года на антифашистском митинге в Грозном, где собралась молодежь всех кавказских народов, Эмиров говорил: «Если мы не отомстим врагу за кровь наших людей, если не убьем немца — мы не джигиты» . В составе дагестанской делегации тогда был молодой поэт Расул Гамзатов. Спустя годы он вспоминал: «Не забуду ни его речи с трибуны, ни короткой беседы, которая у нас с ним состоялась после митинга. Уходя, он сказал, показывая глазами на небо: «Тороплюсь туда. Там я нужнее, чем на земле». Через две недели пришло известие о его гибели. Погиб, сгорел славный сын Дагестана. Но каждый раз, когда я вижу орла, пролетающего с клекотом над моей головой, я верю, что в нем кипучее сердце Валентина» .
Десятого сентября 1942 года капитан Эмиров в паре с ведомым Сергеем Казаковым сопровождал группу советских бомбардировщиков в районе Моздока. На перехват вышли шесть немецких истребителей . Силы были неравны — один против трех. Эмиров и Казаков приняли бой. Казаков подбил один «мессершмитт», но и сам был сбит . Эмиров остался один. Он сбил второй вражеский самолет, однако его ЛаГГ-3 получил критические повреждения и загорелся. Пламя лизало кабину, управление отказывало. Капитан мог бы выпрыгнуть с парашютом, но, когда кончились боеприпасы, направил пылающую машину на врага и протаранил третий самолет противника . Оставшиеся немецкие истребители повернули обратно, бомбардировщики выполнили боевую задачу. Пытаясь спасти свой самолет, Эмиров покинул его, но парашют не успел раскрыться .
Товарищи похоронили его на кургане возле Ачалукской МТС в Ингушетии . Колхозники окрестных сел — ингуши, чеченцы, осетины — собрались к месту гибели героя. «У широкой дороги, на степном кургане они вырыли могилу, со слезами на глазах, с болью в сердце они засыпали землей останки», — писала листовка, выпущенная в Дагестане в 1942 году .
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года капитану (по другим данным — майору ) Эмирову Валентину Аллахияровичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Награжден орденом Ленина и двумя орденами Красного Знамени .
После войны останки летчика перезахоронили на Старом Русском кладбище в Махачкале; памятник на могиле ныне — объект культурного наследия . В родном селе Ахты установлен бюст Героя работы скульптора Хасбулата Аскар-Сарыджи . Именем Валентина Эмирова названы улицы в Махачкале, Дербенте, Избербаше, Каспийске, Кизилюрте, Хасавюрте, Малгобеке, поселке Белиджи и десятках сел Дагестана . Его имя носят средняя общеобразовательная школа № 4 в Махачкале, школа № 2 в селе Ахты, судно Министерства речного флота . В августе 2025 года в селении Нижние Ачалуки Малгобекского района Ингушетии, на территории Северо-Кавказского топливно-энергетического колледжа имени Т.Х. Цурова, открыт памятник Герою. В церемонии приняли участие главы Дагестана и Ингушетии Сергей Меликов и Махмуд-Али Калиматов .
Двадцать восьмого февраля 2023 года в ходе специальной военной операции погиб гвардии рядовой Валентин Валентинович Эмиров — правнук летчика, его полный тезка . Он родился в Москве, окончил юридический факультет, работал инкассатором, охранником. Близорукость и вегетососудистая дистония мешали ему попасть в спецслужбы, о чем он мечтал. Когда пришла повестка, он приехал к родителям уже собранный. «Сын любил называть себя Валентином Третьим», — вспоминает отец. В зоне СВО его определили санитаром в танковый батальон, хотя медицинского образования у него не было. Он погиб, вытаскивая раненых из-под огня. Орден Мужества и известие о гибели пришли одновременно .
Отец погибшего рассказывает: «Сын любил Родину и семью. И эти понятия для него были неразрывны. Искренне считал, что СВО абсолютно необходима, и война эта вовсе не с так называемыми «украинцами», а война со всем Западом. Более того, по сути, это война добра со злом» .
Когда Расул Гамзатов писал о Валентине Эмирове, он еще не знал, что его слова станут пророческими не на одну войну, а на две. Что сердце героя, «кипучее сердце орла», будет биться в груди правнука спустя восемьдесят лет — и остановится так же, как у прадеда, на поле боя, лицом к врагу. Сегодня в небе над Кавказом кружат орлы. И каждый раз, когда они пролетают с клекотом над селом Ахты, над Махачкалой, над ингушскими степями, люди задирают головы и молчат. Потому что слов не нужно.