11 мая в казанской школе № 175 произошла ужасная трагедия, которая унесла с собой девять жизней и в которой пострадало более двадцати человек.
19-летний Ильназ Галявиев закончил эту же школу, пришел в учреждение с ружьем и устроил там стрельбу. А перед этим написал в своем телеграм-канале, что он «Бог» и собирается избавиться от «биомураса», то есть всех людей, которые его окружают. Галявиев был арестован и доставлен в отделение полиции. Позже выяснится, что он в последнее время часто жаловался на головные боли и, по словам родственников, стал очень агрессивным.
Его поступок уже прокомментировали эксперты, психологи и политики. Руководитель психологического центра «АЛМА» Евгений Журавлев отметил, что дети чаще предоставлены сами себе и от этого возникает проблема.
«Родители перекладывают ответственность по воспитанию своего ребенка на школу, школа – на родителей. И получается, что дети предоставлены сами себе. Часто в школах педагоги видят обезличенного ученика, а не личность, которая пытается найти себя и свое место в мире. Если ребенок как-то отличается от представлений о “нормальности” администрации школы, то от такого ученика хотят побыстрее избавиться. Не та форма одежды, прическа, неуспеваемость – и в адрес школьника летят придирки от учителей. Хотелось бы обратиться к моим коллегам-психологам, которые работают в школе, – будьте на стороне ребенка, когда идет недопонимание между учителем и учеником. Вопрос в том, почему стрелки не идут с ружьем на улицу, в любое другое помещение. Почему их целью зачастую становится школа? Я предполагаю, что у них есть какие-то негативные эмоции, связанные с учебным заведением», – отметил Журавлев.
Врач-психиатр, нарколог, доцент кафедры психиатрии Медицинской академии им. С. И. Георгиевского КФУ им. Вернадского Андрей Убейконь высказался о трагедии на конференции в пресс-центре МИА «Россия сегодня».
«Они заговорили о том, что жестокость была всегда, но именно скулшутинга я не припоминаю. В источниках литературных и на моей памяти такого не было. Жестокость – да, но чтобы кто-то приходил и стрелял в детей в школе и в учителей – такого не было. Стало быть, это феномены, которые появились не так давно и, видимо, это необходимо как-то исследовать», – сказал Убейконь.
Уполномоченный по правам ребенка в РТ Ирина Волынец считает, что он мог копировать поведение преступников, нападающих на школы, которых после трагедии в США называют «колумбайнерами».
«Если бы не было массового распространения информации о трагедии в школе “Колумбайн” и ей подобных, создания одноименного культа, проросшего во всем мире, то не было бы трагедии и в казанской гимназии. Я уверена, что информационный вирус скулшутинга стал спусковым крючком», – высказалась Волынец.
По ее словам, люди, совершающие массовые убийства, как правило, переживают глубокий психологический кризис. Они обычно осознают, что поступок закончится для них собственной смертью либо пожизненным лишением свободы. И тем не менее они идут на преступление.
Также эксперты говорят о том, что необходимо взять контроль над выдачей оружия. Президент страны Владимир Путин уже дал указания по этому поводу.
А вот мэр Казани Ильсур Метшин назвал стрельбу в школе терактом против детей: «Это огромная, страшная трагедия. Террористический акт, направленный против детей, – самое подлое, самое низкое, что можно себе представить. Наши сердца сегодня полны скорби и сострадания».
Ильназ Галявиев будет находиться под арестом два месяца, пока суд не вынесет ему приговор.