Информационную угрозу можно рассматривать в нескольких аспектах. Так, для государства – это информационная война, информационное оружие, кибератаки, кибершпионаж; для юридического лица –разглашение, утечка, несанкционированный доступ, а для физического лица – онлайн-мошенничество, фишинг, фальшивые сайты. То есть информационная угроза представляет собой потенциальную возможность неправомерного или случайного воздействия на объект защиты, приводящую к потере, искажению или разглашению информации, которые могут привести к нанесению ущерба чьим-либо интересам.
В настоящее время в России развиты социальные сети и число их пользователей постоянно возрастает. Среди различных социально-возрастных групп именно молодежь подвергается в большей степени информационным рискам как наиболее активная группа, потребляющая продукцию массмедиа. Пространство социальных сетей активно используется для совершения противоправных действий. Вербовка в незаконные формирования, призывы к экстремизму и терроризму, инструкции по изготовлению самодельных взрывных устройств, номера банковских карт и qiwi кошельков для сбора средств на финансирование террористических групп, продажа оружия – вот лишь малая часть явлений, распространенных в социальном пространстве.
Аналитик Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной сети и в интернете Сергей Венцель на пресс-конференции по вопросам информационного противодействия терроризму уточнил, что основные информационные угрозы включают в себя пропаганду ненависти и вражды, призывы к насилию, вовлечение в деструктивную деятельность, реабилитацию нацизма, размывание исторической памяти. Казалось бы, а почему все это стало возможным? По словам эксперта, это из-за низкого уровня правовой и исторической грамотности, наличия проблем в обществе, пассионарности молодежи и, конечно же, деструктивной деятельности из-за рубежа. Молодежь так сильно подвержена угрозе, так как они стремятся к активным действиям, нуждаются в досуге и развлечениях, более толерантны к радикальным идеям.
В своем выступлении аналитик подчеркнул, что с началом специальной военной операции на Украине началась настоящая информационная война, число киберпреступлений существенно возросло, что представляет собой угрозу международной и региональной безопасности.
Весь западный мир стремится демонизировать образ России. К примеру, в СМИ была новость, что по центру Донецка российскими войсками был нанесен удар, в результате которого погибли и пострадали мирные жители. Но такому поверят только несведущие люди. После проверки выяснилось, что обстрел Донецка вели гаубицами натовского 155-мм калибра, которые Запад поставляет Украине. У российских или союзных войск такого оружия нет. Кроме того, обстрел вели со стороны населенного пункта Первомайское, который находился под контролем ВСУ. Вот и развенчан миф неопровержимыми доказательствами.
Чтобы не поддаваться на такие провокации, Сергей Венцель рассказал о механизмах противодействия. Существует три уровня профилактики: индивидуальная, адресная и общая. Общая: формирование антитеррористического сознания; поддержание уровня неприятия идеологии терроризма и экстремизма. Адресная(групповая): выявление лиц, наиболее подверженных воздействию радикальных идеологий; недопущение дальнейшей радикализации. Индивидуальная: работа с лицами, уже попавшими под воздействие радикальной идеологии; демифологизация сознания, то есть развенчание мифов.
Но чтобы сделать профилактику интересной для молодежи, поделился эксперт, необходимо преподнести в интерактивном формате, общаться на равных, использовать творческий подход к внедрению ценностей и идей и конечно же, сбор и работа с обратной связью.