Патриотическое воспитание молодёжи – одна из особо важнейших задач государственной политики. Этому способствует нестабильность мировых процессов и колоссальный интеграционный потенциал молодёжи, который многие деструктивные силы используют для достижения своих целей.
О том, как ведётся работа с молодёжью в сфере обеспечения безопасности от радикальных идеологий, рассказывает кандидат филологических наук, руководитель Координационного центра по вопросам формирования у молодёжи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма Дагестанского государственного университета Магомед Магомедов.
Угрозы безопасности
Магомедрасул Омаров: – Магомед Юсупович, происходящие в свете специальной военной операции события показали, что профилактика радикализма и его особо чувствительных сегментов – экстремизма и терроризма – актуальна для Дагестана. Так ли это?
Магомед Магомедов: – Да, на самом деле происходившие недавно события в Махачкале показали, что проблема терроризма, экстремизма и радикализма с повестки дня, к сожалению, не ушли, более того – перешли в виртуальное пространство. Мы видим, что молодёжь активно вербуется.
Если раньше вербовка происходила при непосредственном контакте с радикальными проповедниками, то сегодня это всё происходит в виртуальном пространстве, и определённую категорию людей удаётся обманным способом призывать к выполнению тех или иных противоправных действий. Собственно, это мы и наблюдали на улицах Махачкалы.
Особенно молодых ребят, даже несовершеннолетних пытались вывести на несанкционированные митинги. Это говорит о том, что определённые угрозы информационной безопасности у нас сохраняются. С этим идёт усиленная борьба как в самом интернете, так и при личных встречах – во время бесед, дискуссий обсуждаются самые горячие вопросы, касающиеся частичной мобилизации и действий России на Украине. Эти вопросы мы разбираем и на все вопросы молодёжи даём исчерпывающие ответы. По сути у нас нет вопросов, на которые мы не могли бы дать ответы.
– Есть определённая система защиты подростковой и студенческой молодёжи от радикальных идей и организаций в вузах, ссузах, колледжах, школах республики? Как именно ведётся работа в молодёжной среде?
– Этой работе дать оценку сложно. Сказать, что ничего не делается, будет неправильно. В образовательных организациях проводится работа. Вопрос в другом – учитываются ли современные вызовы, угрозы и как мы успеваем за этими вызовами? В этой связи Министерством высшего образования и науки Российской Федерации в субъектах России создаются координационные центры.
В Дагестане на базе ДГУ создан Координационный центр по вопросам формирования у молодёжи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и экстремизма. Задача центра, который является своего рода учебным центром для государственных и муниципальных служащих, занимающихся профилактикой экстремизма, помочь в первую очередь правильно выстроить работу по профилактике названных выше проблем.
Эту работу мы проводим во взаимодействии с республиканскими властями, специалистами и экспертами в данной области, являясь координирующим центром. Безусловно, методику и задачи мы получаем из координационного совета, созданного на базе Министерства высшего образования и науки РФ, в состав которого входят Национальный антитеррористический комитет, Совет безопасности, иные органы исполнительной власти, занимающиеся вопросами терроризма и экстремизма.
Только живое общение
– Какие методические и профилактические рекомендации предусмотрены для педагогов?
– В феврале этого года состоялось заседание Антитеррористического комитета Республики Дагестан под руководством главы республики С. А. Меликова, на котором Дагестанскому государственному университету было дано поручение разработать методические рекомендации для образовательных организаций по выявлению и профилактике идеологии экстремизма и терроризма. Рекомендации нашим Координационным центром разработаны и направлены в аппарат АТК РД для дальнейшей рассылки в заинтересованные организации. Мы в своей работе этими рекомендациями пользуемся и также включили туда образец анкетирования студентов, который позволяет выявить уровень подверженности молодых людей радикальной идеологии.
– Здесь многое зависит от того, сумеем ли подать молодому человеку эти знания так, чтобы вызвать его антипатию к радикальным идеям. Пока же практика показывает, что представители министерств и ведомств подают информацию в виде больших и скучных докладов, тем самым вызывая отторжение у молодёжи. Какие формы влияния на молодёжь используются вами?
– В рамках деятельности Координационного центра у нас есть дискуссионный центр под названием «Диалог», где предполагается ведение живой откровенной беседы со студенческой молодёжью с участием экспертов той или иной области. Совместно с органами власти и Министерством по национальной политике и делам религий РД мы разработали ежемесячный план, и с привлечением представителей других министерств, ведомств, лидеров общественного мнения и общественных организаций проводим встречи со студентами. Берём по одной теме каждый месяц. Они касаются профилактики идеологии экстремизма и терроризма, информационно-психологической безопасности, других вопросов, связанных с этой тематикой. На сегодняшний день провели около двадцати встреч во всех ссузах и вузах Махачкалы. И с уверенностью могу сказать, что этот формат наших встреч проходит как дискуссия, порой бывают очень жаркие дебаты, где ребята не боятся поднимать самые острые, даже провокационные вопросы, не с целью загнать в угол эксперта, а получить ответы на те вопросы, которые им интересны. Вопросы очень разнообразные. Благо, мы привлекаем экспертов различных отраслей, около шести человек. И нам удаётся дать исчерпывающие ответы. Этот формат оказался очень эффективным. Никаких лекций и докладов там нет – есть только живое общение. Мы вначале показываем презентацию, разбираем проблему, а потом переходим к обсуждению.
Обмен мнениями и опытом
– Обмениваются ли специалисты по профилактике экстремизма и терроризма опытом работы? Есть ли новые способы отвлечь молодёжь от деструктивного влияния?
– В рамках деятельности Координационного центра предусмотрено проведение курсов повышения квалификации для муниципальных служащих, педагогов и воспитателей образовательных организаций республики, занимающихся вопросами идеологии терроризма и экстремизма, профилактики межнациональных, межконфессиональных конфликтов. Также есть программа, посвящённая деструктивным сообществам, как суицидальным, так и криминальным. На сегодняшний день мы провели эти курсы повышения квалификации для педагогов ссузов и вузов, ознакомили их с программой профилактики. До конца года рассчитываем провести ещё пять курсов по этой программе. Это тоже живое общение, на котором бывают дискуссии, и это больше практические занятия, чем лекционные. Там, безусловно, происходит обмен мнениями и опытом.
Что касается новых решений, то в ходе встреч, обсуждая тему фейков, убеждаемся, что подавляющая часть молодёжи слепо верит в то, что им говорят, не разбирается и не имеет критического мышления. Мы ставим себе задачу научить молодого человека думать, распознавать правдивость той или иной информации.
Мнение эксперта
Директор Центра этноконфессиональных исследований Северного Кавказа Руслан Гереев:
– Очень важно донести до молодёжи, что как в реальной жизни, так и в виртуальной можно понести административное или уголовное наказание за оскорбление чувств или распространение недостоверной информации.
Нужно объяснить, что за распространение информации, в правдивости которой они не уверены, сами того не ведая, могут попасть под уголовную статью. В этой связи необходимо призывать к взвешенному подходу к той информации, которую они получают.
Также необходимо ознакомить их с сайтом Минюста по рубрике терроризм и экстремизм, где размещена вся аудио- и видеопродукция, список запрещённой литературы и организаций. Безусловно, это оградит молодёжь от попадания под уголовную статью. Очень важно уважать мнение молодёжи и в то же время направить её в правильное русло, чаще разговаривать с ними, дать им высказаться и научить критически мыслить.