В информационном пространстве в настоящее время ведется неприкрытая война, целью которой является разложение российской молодежи, ее активное вовлечение в террористическую, экстремистскую и иную деструктивную деятельность.
Для этого используется продвижение в сознание молодых людей человеконенавистнических идей, побуждение их к совершению экстремистских действий в связи с проведением специальной военной операции, вовлечение в протестную активность, идеологию нацизма и другие способы и приемы из арсенала специальных служб и идеологических центров.
На эту тему с докладом на а Всероссийском научно-практическом форуме «Безопасность в науке и образовании» выступил первый заместитель руководителя аппарата НАК Игорь Кулягин.
Нападения на образовательные организации и убийства школьников, студентов и педагогов обусловили решение Верховного Суда Российской Федерации о признании террористическим движения «Колумбайн». В связи
с этим к категории профилактируемых лиц должны быть отнесены студенты
и школьники, подпавшие под влияние этих идей. На молодежь ориентирована деятельность украинских праворадикальных, нацистских движений типа «Маньяки Культ Убийц», «Правый сектор», призывающих
к совершению актов насилия на территории Российской Федерации.
Никуда не делись и международные террористические организации исламистского толка, которые пытаются формировать законспирированные ячейки, как для совершения террористических актов, так и для поддержки террористической деятельности в нашей стране и за ее пределами, в странах
с повышенной террористической активностью. Правоохранительные органы регулярно пресекают преступную деятельность молодых людей, которые являлись членами таких ячеек.
Реализуемые федеральными и региональными органами власти меры
в целом учитывают особенности складывающейся обстановки и направлены
на противодействие распространению идеологии терроризма и неонацизма среди молодежи.
В то же время нарастающая активность противника по радикализации российских граждан, прежде всего молодых людей, их вовлечению
в диверсионно-террористическую деятельность и совершение акций экстремистского характера, а также выявленные проблемы в организации профилактической работы на данном направлении требуют дальнейшей корректировки сформированной системы профилактики терроризма в сфере образования и молодежной среде.
Спектр деструктивных проявлений в молодежной среде гораздо шире,
чем область проявлений террористических. В связи с этим реализуемые государственными органами, образовательными организациями, институтами гражданского общества меры профилактики девиантного поведения молодых людей рассматриваются как противодействие террористическим угрозам на «дальних подступах». Успешная профилактика не позволит им прийти к осуществлению террористической деятельности. Профилактика должна основываться на системе воспитательной работы в образовательных организациях, быть встроенной в систему воспитания, являться ее составной частью, особенно если речь идет об общепрофилактических мероприятиях.
Противостоять деструктивным идеологиям позволяет опора
на традиционные ценности – те нравственные ориентиры, которые формируют мировоззрение граждан России и передаются от поколения к поколению.
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 утверждены Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Этот документ стратегического планирования определил цели, задачи и инструменты
по защите государством духовно-нравственных ценностей. В качестве одной
из основных угроз таким ценностям выделена деятельность экстремистских
и террористических организаций.
Государственная политика по воспитанию у молодого поколения традиционных российских духовно-нравственных ценностей реализуется
в области образования и воспитания, культуры, науки, средств массовой информации и коммуникаций. Государственные органы, реализующие полномочия в указанных сферах, являются также основными исполнителями Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы, координацию работы по которому осуществляют Национальный антитеррористический комитет
и антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации. Мероприятия Комплексного плана направлены на профилактику распространения в молодежной среде идеологии терроризма. Их реализация на практике опирается на систему воспитательной работы.
Образование и воспитание – те области, которые обладают широкими возможностями воздействия на формирование ценностей подрастающего поколения, а также окружающей их социальной среды. Это понимает противник и ведет работу, направленную на разложение нашей молодежи, ее активное вовлечение в деструктивную деятельность.
В связи с этим важно уделять приоритетное внимание вопросам задействования потенциала воспитательной работы в привитии подрастающему поколению традиционных ценностей, как основного инструмента укрепления «иммунитета» к идеям экстремистской и террористической направленности.
Правильное понимание содержания понятий «патриотизм», «гуманизм», «милосердие», «справедливость», «взаимопомощь» и «взаимоуважение»
и других, наряду с навыками критического мышления, создает необходимую идеологическую основу неприятия деструктивных идей о возможности применения насилия на основе национального, религиозного или иного превосходства, в том числе в разрешении конфликтных ситуаций
со сверстниками.
Значимым элементом привития традиционных духовно-нравственных ценностей в образовательной деятельности и воспитательной работе является применяемый способ их доведения до обучающихся. Прямолинейная подача некоторых тем, связанных с духовно-нравственными ценностями, может иметь негативные последствия, например, вызвать их отторжение аудиторией и восприятие как «пропагандистских», искусственно навязываемых.
В нынешней сложной геополитической обстановке важно учитывать эти обстоятельства и доходчиво объяснять их студентам, формируя у них критичное отношение к агрессивной западной пропаганде. Непродуманное, огульное противопоставление российских ценностей всему (в том числе позитивному), что сформировано западной культурой, может восприниматься как искусственно созданная альтернатива и способствовать радикализации позиции молодежи.
Важным элементом профилактики терроризма является использование учебного процесса и воспитательной работы для реализации мероприятий общей, адресной и индивидуальной профилактики.
Для формирования у обучающейся молодежи иммунитета к идеологии терроризма в ходе общепрофилактической работы должны активно задействоваться воспитательные, культурные, досуговые, спортивные мероприятия, а также образовательный процесс, прежде всего, потенциал учебных дисциплин гуманитарного цикла. Для этого в учебный материал целесообразно включать рассмотрение отдельных элементов, раскрывающих антигуманную и преступную сущность терроризма.
Для студентов будут актуальными учебные вопросы, способствующие формированию знаний и навыков, необходимых для самостоятельного осуществления профилактической работы в рамках будущей профессиональной деятельности. В фондах оценочных средств будет полезным иметь вопросы для контрольных работ, зачетов и экзаменов либо подготовку рефератов, курсовых и дипломных работ по антитеррористической тематике.
Наряду с этим обучение техникам противостояния психическим манипуляциям, развитие навыков бесконфликтного общения, упражнения
на конструирование образа будущего будет составлять основу для формирования гармоничной личности, психологически защищенной от воздействия радикальных идеологий.
С учетом обстановки, складывающейся на фоне специальной военной операции, целесообразно провести аудит тематики и содержания проводимой воспитательной работы. Для формирования у обучающихся нетерпимого отношения к идеологии терроризма, неонацизма и национализма, снижения восприимчивости к их пропаганде, в образовательные дисциплины и внеурочные занятия необходимо включать вопросы, разъясняющие не только преступную сущность радикальных идей, но и цели и задачи специальной военной операции, исторические корни происходящих сегодня процессов. Активнее использовать страницы образовательных организаций в социальных сетях и мессенджерах для продвижения среди новостей о жизни вуза ненавязчивого и понятного аудитории просветительского контента, позитивно влияющего на сознание молодых людей.
В рамках организации общепрофилактических и адресных мероприятий следует полностью исключить шаблонный подход. Для повышения качества
их содержательного наполнения необходимо учитывать местную специфику, особенности обстановки в регионе, информационные интересы молодежи, прежде всего в региональном сегменте сети Интернет, а также современные угрозы формирования новых радикальных молодежных течений, заблаговременно определять контингенты молодежи, на которые в большей степени нацелена пропаганда противника. Это позволит при планировании мероприятий адекватно оценивать умонастроения различных категорий молодых людей и вырабатывать наиболее эффективные формы профилактического воздействия на них.
Мероприятия, организуемые в рамках общей профилактики, будут эффективны, если использовать интересные для молодежи форматы. Примеры таких форматов приведены в подготовленном Минобрнауки России сборнике типовых сценариев информационно-просветительских и профилактических мероприятий, раскрывающих преступную сущность и общественную опасность терроризма.
В интересах придания системности распространению наработанного
и положительно зарекомендовавшего себя опыта профилактической работы
с молодыми людьми заинтересованным субъектам противодействия терроризму требуется активнее задействовать в своей деятельности информационный портал «Интерактивная карта антитеррористической деятельности в образовательных организациях и научных учреждениях Российской Федерации».
На нем размещается информация о проводимых профилактических мероприятиях и эффективных практиках, а также об экспертах, что способствует распространению положительного опыта между специалистами, отвечающими за реализацию мероприятий по противодействию идеологии терроризма. С 2022 года зафиксировано более 20 тысяч обращений к данному ресурсу. Сейчас ведется работа по расширению аудитории пользователей информационного портала и привлечению к работе с ним представителей других ведомств.
Методическую поддержку на этом направлении можно получить в НЦПТИ как ключевом центре противодействия терроризму в образовательной среде,
а также в координационных центрах при вузах Минобрнауки.
В интересах профилактики терроризма и экстремизма должно активно использоваться патриотическое воспитание, прежде всего по сохранению
и распространению исторической памяти о Великой Отечественной войне. Особое значение данное обстоятельство приобрело в современных условиях, связанных с проведением специальной военной операции и вхождением в состав России территорий, на которых ранее велась активная пропагандистская деятельность украинских неонацистских формирований.
Важно, чтобы применяемые способы воспитания не были навязчивыми и позволяли молодым людям самостоятельно приходить к мысли о пагубности неонацизма и его деструктивной роли в мире.
При проведении адресной работы особого внимания требуют такие категории, как обучающиеся из стран с повышенной террористической активностью, состоящие на различных профилактических учетах, дети лиц, причастных к террористической деятельности, а также молодые люди, прибывшие для обучения из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, Украины. Эффективность процесса их социализации предполагает учет особенностей обстановки, в которой они находились до прибытия в Российскую Федерацию,
в том числе связанной с активным идеологическим воздействием на них нацистской, террористической или экстремистской пропаганды.
Важным направлением работы остается выявление молодых людей, подверженных влиянию идей терроризма, экстремизма и деструктивных субкультур, для организации с ними дальнейшей индивидуальной профилактической работы.
Для выявления лиц указанной категории целесообразно использовать психологические методики, а также практиковать привлечение профессорско-преподавательского состава, кураторов, наставников и старост учебных групп
к мониторингу изменений в поведении обучающихся, проведения с ними воспитательных мероприятий и оказания психологической помощи.
Как показывает практика, несвоевременное выявление или игнорирование первичных причин и условий радикализации приводит к потере времени
и, как следствие, к необходимости проведения мероприятий с лицами,
уже подпавшими под воздействие идеологии терроризма, «Колумбайна», других радикальных течений, либо которые стали на путь совершения террористических преступлений.
Проведение индивидуальной профилактической работы на направлении противодействия идеологии терроризма требует выстраивания тесного взаимодействия всех участников профилактической деятельности, включая
не только педагогов, но и сотрудников системы здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта и молодежной политики и, конечно, сотрудников правоохранительных органов.
Необходимо формирование надежных каналов информационного обмена между ними, повышение согласованности их действий чтобы своевременный обмен полученной в ходе мониторинга информацией о террористических или экстремистских проявлениях или намерениях позволял принимать необходимые меры для удержания молодого человека от совершения преступлений террористической направленности.
Психологическим службам вузов для повышения эффективности индивидуальной профилактики целесообразно взаимодействовать с имеющимися в регионе организациями, входящими в систему психологической помощи, а также задействовать ресурсы региональных и муниципальных программ профилактики. Рекомендуется обратить внимание на привлечение к данной деятельности профильных НКО, имеющихся в регионе.
При выстраивании индивидуальных траекторий профилактической работы следует исходить из проблем конкретного молодого человека. При этом индивидуальные профилактические мероприятия должны сопровождаться мероприятиями, реализуемыми не только вузами, но и региональными
и муниципальными органами власти и направленными на устранение причин
и условий радикализации конкретных лиц, приводить их к осознанному отказу от участия в террористической или иной деструктивной деятельности.
Для оказания воспитательного воздействия на молодежь в современных условиях актуальной является работа в онлайн-пространстве, тем более
что это пространство занимает все большее место в жизни подрастающего поколения.
Несмотря на высокую активность в сети «Интернет» международных террористических организаций, модераторов украинских праворадикальных организаций и «колумбайн»-сообществ по распространению пропаганды
и вовлечению российских граждан в террористическую деятельность, Роскомнадзором и правоохранительными органами достаточно успешно обеспечивается блокировка ресурсов, содержащих запрещенные материалы.
В то же время в рамках защиты информационного пространства необходимо совершенствовать не только инструменты поиска, блокировки и удаления противоправной, деструктивной информации, но и принимать меры, направленные на заполнение его позитивным профилактическим контентом.
При этом позитивный контент антитеррористической и антиэкстремистской направленности должен не только давать представление о террористической
или экстремисткой угрозе, например, разжигание ненависти по национальному или религиозному признаку, но и показывать алгоритм конструктивного решения такой проблемы. Учитывая особенности восприятия контента, к его разработке следует привлекать молодых людей, которые через личные истории и опыт, как жертв либо бывших участников деструктивных сообществ, могут раскрыть настоящую сущность терроризма и экстремизма.
При продвижении антитеррористического и антиэкстремистского контента приоритетное внимание необходимо уделять тем каналам донесения информации, которые сегодня популярны среди молодежи (социальные сети, видеохостинги, мессенджеры, видеоигры). Системная работа в сфере формирования антитеррористического сознания и распространения антитеррористических материалов позволяет использовать для этого уже разработанные ресурсы: группы киберволонтеров в социальных сетях, каналы онлайн-фестивалей на тему противодействия терроризму и экстремизму и другие.
Большое значение в работе по противодействию идеологии терроризма имеет подготовка кадров и методическое обеспечение проводимых мероприятий. В целях повышения эффективности профилактических мероприятий
в образовательных организациях, прежде всего, следует обеспечить надлежащий уровень подготовленности к их проведению руководителей учебных заведений, педагогов и психологов.
Совершенствованию подготовки специалистов способствуют организуемые аппаратом Комитета совместно с Минобрнауки России, Росмолодежью и рядом АТК форумные мероприятия, на которых доводятся установки, обсуждаются лучшие практики работы, вырабатываются предложения по совершенствованию деятельности.
Существенный вклад в подготовку специалистов, непосредственно участвующих в противодействии идеологии терроризма и других деструктивных явлений, вносят региональные координационные центры, которыми обучено более 10 тысяч человек.
В настоящее время в соответствии с решением Координационного совета при Минобрнауки России по вопросам повышения эффективности формирования у молодежи гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма на территории регионов в подведомственных Министерству образовательных организациях сформировано 34 таких центра (в т.ч. в Донецкой и Луганской народных республиках), а для оказания указанным центрам методической помощи по направлениям деятельности дополнительно создано 9 «ключевых» центров.
В рамках методического сопровождения деятельности
по противодействию идеологии терроризма аппаратом НАК разработан
и направлен субъектам профилактики для использования в практической деятельности ряд документов (Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации 2019 – 2023 годы; Рекомендации
по реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма; Критерии относимости общепрофилактических мероприятий задачам Комплексного плана; Рекомендации по созданию и распространению антитеррористического контента, его использованию в профилактических мероприятиях).
Важным элементом организации профилактической деятельности является контроль за эффективностью реализации организационных
и собственно профилактических мер. Руководителями и ответственными специалистами в структурных подразделениях вуза на системной основе должны проводиться анализ и оценка практики реализации соответствующих поручений и установок руководства образовательной организации и министерства, региональной антитеррористической комиссии, Национального антитеррористического комитета. Необходимо уделять внимание организации планирования и практике реализации мероприятий, заявленных в качестве антитеррористических, оценивать их с точки зрения решения задач противодействия идеологии терроризма. В рамках оценки эффективности профилактической деятельности важно обращать внимание на климат
в коллективе, компетентность должностных лиц в вопросах противодействия идеологии терроризма, применяемые методики для выявления групп риска.
При выявлении проблемных вопросов и недостатков своевременное внесение коррективов в организационно-управленческую деятельность
по противодействию распространению идеологии терроризма должно строиться на основе результатов оценки эффективности реализуемых профилактических мероприятий и выявленных проблем, снижающих их результативность. Такую оценку необходимо обеспечить в рамках проводимого в регионах и по линии Минобрнауки мониторинга, а также осуществляемых региональными органами власти и вузами аналитических, научных и социологических исследований, учитывающих новые террористические угрозы, возникшие на фоне проведения специальной военной операции.
Работа по противодействию распространения идеологии терроризма
и экстремистской деятельности имеет общую цель – не допустить радикализации молодежи. В связи с этим приоритетными задачами следует считать:
— изучение опыта использования практик выявления угроз в молодежной среде;
— организацию индивидуальной и адресной профилактики;
— совершенствование механизма выявления обучающихся, требующих профилактического внимания;
— разработку пропагандистского и контрпропагандистского контента.