Член экспертного совета при АТК РД, кандидат политических наук, публицист, блогер Ханжан Курбанов считает, что в Дагестане необхоимо поднять авторитет учителя, школы, наставника.
«У современных подростков и молодых людей есть три вида зависимости – мобильная зависимость (телефон), медиазависимость (социальные сети) и зависимость от игр, контента, который имеет место быть в интернете. По каждому из этих трёх направлений нужно работать отдельно.
Нужно перестраивать систему школьного образования, поднимать авторитет учителя. Это должно сделать государство! Пока оно делает это осторожно и медленно, поэтому в систему образования приходят по остаточному принципу. Преобладает женский пол, а здесь и мускулы нужны. Всё-таки авторитет мужчины, отца всегда превалировал в дагестанских семьях и в российском традиционном обществе. А чтобы учитель-мужчина активнее был включён в процесс воспитания, нужна хорошая заработная плата.
Надо поднимать авторитет школы, педагога-наставника. Воспитание должно начаться с колыбели, должно продолжаться в системе дошкольного и школьного воспитания. Приходит, например, молодой человек с телефоном – должен сдать его в специальный ящик. В частных школах это практикуют, то есть необходимо выработать культуру, это всё же зависимость – наркотическая, алкогольная, табачная и прочее. С этим можно бороться на уровне психологии, на уровне педагогических методик обучения. Это, к сожалению, не делается, поэтому подросток принадлежит сам себе. Он целый день может провести в телефоне и не заметить, как прошёл день. Там же он цепляет совершенно не нужный, вредный, зачастую очень опасный радикальный, экстремистский и даже террористический контент. Нет градации по возрастным категориям, нет в этом плане никакой работы или она слабо ведётся путём разовых встреч. Это совершенно не годится!
Необходимо выработать комплексную методологию, и государство должно этим заниматься, не только Дагестан. Что касается Дагестана, то, конечно, здесь надо вырабатывать свои подходы, потому что здесь своя история, свой менталитет, свой темперамент, своя пассионарность. То, что делается государством, пока слабо работает. Нужны точки роста, спортивные, досуговые, культурные и другие центры, но самое главное – нужен авторитетный учитель, новый класс педагогов, очень мощный, который станет фундаментом государства и будет формировать повестку, декларировать новые идеи и реформы. Я хочу сказать, что в этом нет опасности, ведь образование – двигатель прогресса. Нам нужно переформатировать общество научно-образовательным путём«, — считает Курбанов.