Connect with us

Введите запрос и нажмите Enter.

Общество

Ликбез. Чем фашизм отличается от нацизма? Ключевые признаки

В публичном дискурсе термины «фашизм» и «нацизм» десятилетиями используются как взаимозаменяемые, однако историческая реальность раскрывает глубокие и принципиальные различия между этими двумя идеологиями, возникшими в межвоенной Европе как реакция на кризис либеральной демократии, страх перед коммунизмом и ностальгию по сильной власти. Хотя обе системы создавали тоталитарные диктатуры, подавляли инакомыслие и культивировали культ вождя, их ядро, движущие силы и цели кардинально различались, что наглядно демонстрируют исторические примеры Италии Муссолини и Германии Гитлера.

Итальянский фашизм, рожденный в 1919 году с основанием Бенито Муссолини «Боевых союзов» (Fasci di Combattimento), ставил во главу угла абсолютное государство — идею, выраженную в формуле «Всё в государстве, ничего вне государства, ничего против государства». Для Муссолини, бывшего социалиста, разочаровавшегося в интернационализме Маркса после провала единения рабочих во время Первой мировой войны, нация была прежде всего политической и исторической общностью, сплоченной волей и дисциплиной. Его «Поход на Рим» в 1922 году, когда вооруженные «чернорубашечники» без сопротивления армии заняли столицу, привел к власти режим, построенный на корпоративизме — замене классового деления «корпорациями» работников и работодателей, подконтрольными партии. При этом до середины 1930-х годов расовый вопрос не был доктринальным: антисемитизм появился лишь в 1938 году под давлением союзнических отношений с гитлеровской Германией, вызвав непонимание даже среди итальянской элиты .

В отличие от этатизма Муссолини, германский нацизм с самого начала был одержим расовой теорией. Хотя НСДАП*, основанная в 1920 году, переняла у итальянцев методы уличного насилия и культ вождя (фюрера), ее идеологическим стержнем стало учение о «биологическом превосходстве арийской расы», заимствованное у таких мыслителей, как Жозеф де Гобино и Хьюстон Стюарт Чемберлен. Для Адольфа Гитлера, австрийца по происхождению, наблюдавшего распад многонациональной империи Габсбургов, ключевой стала идея «крови» как носителя «вечной души народа». Государство в нацизме рассматривалось не как высшая цель, а как инструмент для господства «расы господ» и борьбы с «низшими расами» — евреями, славянами, цыганами. Эта доктрина, изложенная в «Майн кампф»* (1925) и подкрепленная псевдонаучными трудами вроде «Расовой науки немецкого народа» * Ганса Гюнтера, легла в основу Нюрнбергских законов 1935 года, а затем и систематического уничтожения миллионов в лагерях смерти .

Исторические пути режимов также отражают их различия. Фашистская Италия, даже после установления диктатуры в 1925 году, ограничивалась арестами оппозиционеров и колониальными войнами в Африке. Только после альянса с Гитлером и под его давлением Муссолини принял расовые законы, но массового уничтожения евреев не допускал вплоть до немецкой оккупации 1943 года. Нацистская Германия с момента прихода Гитлера к власти в 1933 году реализовывала программу «расовой гигиены»: стерилизацию «неполноценных», погромы («Хрустальная ночь» 1938 г.), а с 1941 года — промышленное уничтожение евреев в рамках «окончательного решения». Экспансия также мотивировалась по-разному: если Италия мечтала о «Римской империи» вокруг Средиземноморья, то Германия оправдывала захват «жизненного пространства на Востоке» биологической необходимостью для «высшей расы», что привело к геноциду славянского населения .

«Путаница между фашизмом и нацизмом в России — это не просто терминологическая неточность, а исторически обусловленный феномен. В СССР с 1941 года термин «фашизм» стал универсальным ярлыком для всех ультраправых режимов*, особенно нацистской Германии. Это было инструментом мобилизации: слово «фашист» сплачивало общество против общего врага, упрощая сложную идеологическую картину. Однако научная корректность требует чёткого разграничения: нацизм — это не синоним фашизма, а его наиболее радикальная, расово-биологическая форма. Ключевое отличие — в ядре идеологий. Фашизм Муссолини ставил во главу угла государство как высшую ценность («Всё в государстве, ничего вне государства»), а нацизм Гитлера замешан на расовой теории, где государство — лишь инструмент для господства «арийской расы». Итальянский фашизм изначально не был антисемитским: расовые законы 1938 года — результат давления Берлина, а не доктрины. В Германии же расизм и антисемитизм были основой идеологии с момента создания НСДАП*, подкреплённой псевдонаучными трудами вроде «Расовой науки»* Ганса Гюнтера», — отмечает в открытых источниках политолог, кандидат философских наук, доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Дмитрий Моисеев. 

Почему путаница сохраняется?Исторически термин «фашизм» стал в СССР обобщающим ярлыком для всех ультраправых режимов, особенно после 1941 года, когда простота и эмоциональная сила слова «фашист» сплотила общество против общего врага. Как отмечает Моисеев, это закрепилось в российской риторике, хотя научно корректно говорить именно о «нацистской Германии» . Сегодня, когда неофашистские и неонацистские группы используют символику и риторику 1930-х, понимание различий критически важно. Фашизм тоталитарен в политике, нацизм — человеконенавистничен в антропологии, и оба, как показывает история, ведут в пропасть, но разными тропами.

«Подмена этих понятий опасна. Когда неофашистские группы эксплуатируют риторику «национального возрождения», а неонацисты — биологический расизм, методы противодействия должны быть разными. Путаница мешает адекватно оценить угрозу: фашизм стремится контролировать общество, нацизм — уничтожить «неполноценных». Напоминание об этом — не академический спор, а необходимость для защиты человечности»«, — заключил эксперт.

*- запрещенные на территории РФ организации, а так же литература.

Фото: ppk.ggtu.ru

 

Архивы

Материалы по теме

Политика

Появление так называемого Исламского государства (запрещенная в России террористическая организация) и последователей лжеджихада, наверное, сравнимо только с ростом раковых клеток в организме. Попытаемся разобраться...

Политика

Во вторник, 4 декабря, под руководством Главы Дагестана Владимира Васильева прошло заседание Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан. Обсудили вопрос «О мерах по недопущению выезда...

Общество

В списки личного состава отдельного батальона махачкалинского соединения Росгвардии навечно зачислен стрелок патрульной роты рядовой Алексей Агафонов, погибший при исполнении воинского долга 24 года...

Мы помним

Герой России (посмертно) Магомед Нурбагандов погиб, но даже перед лицом смерти продолжал исполнять свой долг. Не испугавшись вооружённого врага, отказался выполнить его требования и...

Сетевое издание «Работаем, брат!» зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций серия Эл № ФС77-81807 от 24.09.2021 г.
Учредитель: АНО "ИНСТИТУТ МЕДИА".
Главный редактор сетевого издания Гасанов Темирхан Магомедович.
Телефон редакции: 8 (939) 222-71-11. Адрес электронной почты редакции: info@rabotaembrat.ru.
Адрес редакции: 367018, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр-т Насрутдинова, д. 1а. (Дом журналистов).
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт работаембрат.рф.
16+

Яндекс.Метрика