Connect with us

Введите запрос и нажмите Enter.

Общество

Исламский образ жизни в светском государстве

Сегодня мусульмане, проживающие в светских странах и немусульманском обществе, для сохранения своей религиозной идентичности нуждаются в получении правовых ответов с позиций фикха (исламского права) на встающие перед ними вопросы и проблемы.

Другими словами, мусульмане нуждаются в таком фикхе, который относится непосредственно к ним и разъясняет именно их положение в современное время. Однако сегодня ни прежнее правовое наследие, разработанное великими исламскими учеными и имамами прошлых эпох, создававшееся преимущественно во времена исламского халифата, ни правовые решения, предлагаемые многими современными мусульманскими учеными, проживающие в традиционно исламских странах, не дают нужных ответов на многие актуальные вопросы. Это происходит по той причине, что и прежние исламские правовые школы, и современные ученые из мусульманских стран не учитывают специфику того положения, в котором проживают мусульмане в окружении немусульманского большинства, либо же не раскрывают их полностью и подробно. Их ответы истинны по содержанию, но по форме они относятся к другому социально-политическому контексту жизни мусульман. Сегодня же нужна новая форма правовой практики, дающая необходимый ответ в современных обстоятельствах.

Поэтому сегодня в исламском мире активно развиваются подходы к данной проблеме, основы которых восходят к мекканскому периоду, для которого была характерна фундаментальная ориентированность мусульман на сохранение и укрепление собственной веры и идентичности перед лицом неисламского общества. И если уже сформировавшийся мединский период отражает логику мусульманской общины, установившей собственное полноценное государство, то мекканский период отражает логику мусульманской общины, являвшейся религиозным меньшинством в немусульманском окружении. Именно поэтому ориентация на принципы мекканского периода свойственна современным ученым в данном вопросе. Однако, так как в тот период правовые вопросы не были настолько тщательно проработаны, как это было сделано в мединский и последующие периоды, у ученых и возникло понимание того, что мусульмане, проживающие в качестве меньшинства в неисламском мире, нуждаются в разработке отдельного направления фикха. Такого направления исламского права, которое бы определяло всю специфику их существования в неисламском государстве, в окружении немусульманского общества, живя по неисламским законам, учитывая современное время и реалии.

Эта концепция фикха исходит из того, что мусульманские меньшинства, проживающие в светских странах, нуждаются в особых, новых правовых подходах для решения своих специфических религиозных потребностей, которые отличаются от нужд мусульман, проживающих в традиционно исламских странах. Особенность же данного фикха состоит в том, что он имеет дело с повседневной социальной, экономической, политической, правовой и культурной практикой миллионов мусульман, живущих в условиях светского, а не исламского закона. Данное направление фикха получило название «фикх уль-акалият», или «фикх проживания мусульман в светских странах, будучи в меньшинстве»[1].

Фикх уль-акалият – это религиозное правоведение, регламентирующее исламский образ жизни в светском государстве. Иными словами, это руководство для мусульман в светском обществе. Это осознание и правильное понимание соотношения общего исламского права со специфическими условиями отдельного сообщества. Фикх уль-акалият гласит, что мусульмане, проживающие в светских странах, являются полноправной частью данного общества и государства и поэтому должны свободно жить внутри существующей общественной системы, участвовать в политической, экономической и социальной жизни данного общества, добросовестно следовать закону данной страны и при этом соблюдать все основы и постулаты исламской религии. Поэтому факих, разбирающий данное направление фикха, должен иметь не только глубокие познания в исламских науках, но и быть сведущим в социологии, экономике, политологии и других социальных и гуманитарных науках, которые касаются той ситуации, в отношении которой он разрабатывает правовое положение для конкретной общины.

Целью данного фикха является не изобретение нового ислама, а понимание системы методологий, указывающую применение шариатского права к определённым условиям, с учётом реального положения дел, места и времени. Необходимо также заметить, что данная концепция не является чем-то новоизобретённым в исламе. Это направление фикха по своей сути не является нововведением. Ранние книги и труды учёных по исламскому праву тоже искали ответы и выносили решения на многие задачи, характерные для мусульман, которые жили в немусульманских странах. Кроме того, в традиционных или классических исламских правовых школах, не говоря уже об отдельных фетвах учёных-муджтахидов, также имеются положения, относящиеся к специфике проживания мусульман в неисламских странах или немусульманских обществах. Имеются множество доводов, указывающие на существование данного направления исламского права в разные периоды жизни человечества, основным из которых является существование подобного фикха на некоторых территориях, занимающих мусульманскими меньшинствами, жившими во времена саляфов, то есть, в первые три века. Но самым главным и прямым доводом является то, что основы, принципы и механизмы этой методологии установлены ещё самим Пророком (да благословит его Аллах и приветствует)[2] и его сподвижниками в мекканском, эфиопском и начале мединского периодов[3]. Таким образом, фикх уль-акалият – это всего лишь новый термин данного направления исламского права.

Фикх уль-акалият указывает на основные правила, необходимые для вынесения правовых заключений[4]. Это такие как:

– изменение фетв при изменении времени, места и положения общества;

– соответствие нужды на уровень необходимости;

– построение норм на облегчении и исключение затруднений;

– учитывание обычаев, традиций, законов и порядков;

– учитывание причин и смыслов в вещах и людях;

– размышления о возможных последствиях.

Основные постулаты данного фикха исходят из фундаментальных целей и принципов, имеющихся в исламе[5]. Некоторые из них это:

– создание фикха общины, регулирующего религиозную жизнь мусульман, как на индивидуальном, так и на общественном уровне;

– построение фундамента отношений с остальным населением, как данного государства, так и других стран, в социально-культурной жизни и международной политике;

– фикх уль-акалият не изобретает новые законы юриспруденции или правовые нормы. Наоборот, он предназначен для того, чтобы выделить из правил, существующих в нашем правовом и юридическом наследии, те, которые наиболее близки к существующему положению дел мусульманских меньшинств, пересмотреть их и найти возможности применить в данной ситуации;

– как и другие области фикха, данный фикх мусульманских меньшинств в основе ссылается на главные источники шариата, а именно – Коран и Сунну. В деталях же он отвечает общим принципам шариата, которые велят устранять затруднения, удовлетворять потребности, считаться с общепринятым мнением и нормами в суждениях об обрядах поклонения и бытовых делах, учитывать смену места и времени, устранять вред и приносить пользу, выбирать меньшее из двух зол – что иногда называется фикхом равновесия, принимать во внимание значительные общественные интересы, работать во благо общества и для развития государства в целом;

– в идеологической основе фикх уль-акалият строится на принципе «золотой середины» – «васатия» и отвергает крайности с обеих сторон: чрезмерности и упущения.

Таким образом, фикх уль-акалият основывается на правилах и принципах, указывающих, что мусульмане, проживающие в светских странах не должны изолироваться от общества, живя в своём определённом жизненном понимании, отвергая имеющиеся нормы и правила, но также и не должны ассимилироваться, растворяясь в обществе, принимая неисламские взгляды и убеждения. Мусульмане, проживающие в светском государстве не отличаются от других граждан данного общества в обыденной деятельности и бытовых вещах, и в то же время имеют свою религиозную идентичность, определяющую их образ жизни и мировоззрение. Поэтому становится ясным разница между естественными вещами и обстоятельствами, происходящими в бытовой жизни каждого человека и религиозными вопросами и положениями, определяющие конфессиональную принадлежность индивидуально каждого.

Также фикх уль-акалият регламентирует совместное проживание и сосуществование различных религиозных конфессий и течений в одном обществе в рамках данного государства, исходя из которого указывается, что представители каждой религии и конфессии, как и любой гражданин данной страны, имеют равные права перед обществом и государством.

Кроме того, фикх уль-акалият даёт мусульманам правильное понимание следования и признания власти и правителя в неисламских странах. Это понимание включает в себя вопросы подчинения власти и имеет три направления:

– в вопросах бытового и правового характера мусульмане следуют закону и государственным институтам власти той страны, в которой проживают;

– в религиозных вопросах общественного характера мусульмане следуют официальным религиозным организациям, являющимися центром консолидации мусульман, которые ведут общественную религиозную деятельность и имеют законную юридическую силу;

– в религиозных вопросах индивидуального характера мусульмане следуют большим исламским учёным, достигшим уровня иджтихада или имеющимся правовым школам[6].

Это и есть интеграционная модель проживания в обществе – то, что и требует фикх уль-акалият, который даёт мусульманам правильное понимание целого комплекса принципов взаимоотношений и проживания в светском обществе и государстве, которое выражается в следующем:

– межконфессиональные отношения, регламентирующие взаимопонимание и взаимодействие представителей разных религий и конфессий, исключая крайности и фанатизм и соблюдая законные права друг друга;

– отношения с религиозными организациями, регламентирующие общественную религиозную деятельность и обряды общины мусульман;

– гражданско-правовые отношения, развивающие совместную деятельность и взаимодействие в общечеловеческих нормах и ценностях, а также соблюдение прав и свобод человека;

– отношения с государственной властью и государством в целом, развивающие принципы государственного единства, патриотическое воспитание, соблюдение законности, справедливости и правопорядка, а также защиту, укрепление и развитие государства во всех его сферах деятельности.

Разумеется, данная концепция фикха не может быть полностью разъяснена и описана только по некоторым целям, принципам и правилам. Фикх уль-акалият – это очень глубокое по своему анализу и механизму и объёмное по своим возможностям и развитию направление исламского фикха, которое тщательно изучается исламскими учёными и подробно выражено в их трудах.

Э.С. Муслимов, министр по национальной политике и делам религий Дагестана

М.Н. Загиров, сотрудник отдела анализа противодействия идеологии экстремизма и терроризма миннаца

[1] Р. Курбанов. «Фикх мусульманских меньшинств. Мусульманское право в современном немусульманском мире».

[2] С. Мубаракфури. «Жизнь Пророка».

[3] А. Саляби. «Жизнеописание Пророка. Изложение событий и их анализ». Также на это указывают хадис Муаза и Мединская конституция.

[4] А. Байя. «Вусият уль-фатва ва фикх уль-акалият».

[5] А. Байя. «Вусият уль-фатва ва фикх уль-акалият».

[6] А. Байя. «Вусият уль-фатва ва фикх уль-акалият».

Популярное

Материалы по теме

Политика

Появление так называемого Исламского государства (запрещенная в России террористическая организация) и последователей лжеджихада, наверное, сравнимо только с ростом раковых клеток в организме. Попытаемся разобраться...

Политика

Во вторник, 4 декабря, под руководством Главы Дагестана Владимира Васильева прошло заседание Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан. Обсудили вопрос «О мерах по недопущению выезда...

Общество

В списки личного состава отдельного батальона махачкалинского соединения Росгвардии навечно зачислен стрелок патрульной роты рядовой Алексей Агафонов, погибший при исполнении воинского долга 24 года...

Мы помним

Герой России (посмертно) Магомед Нурбагандов погиб, но даже перед лицом смерти продолжал исполнять свой долг. Не испугавшись вооружённого врага, отказался выполнить его требования и...

Сетевое издание «Работаем, брат!» зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций серия Эл № ФС77-81807 от 28.09.2021 г.
Учредитель: Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Координационный информационно-культурный центр".
Главный редактор сетевого издания Адамова Ева Александровна.
Телефон редакции: 8(988)-292-94-34. Адрес электронной почты редакции: info@rabotaembrat.ru.
Адрес редакции: 367018, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр-т Насрутдинова, д. 1а. (Дом журналистов).
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт работаембрат.рф.
16+