В России до 80% участников экстремистских группировок — молодежь до 30 лет, а каждый пятый привлекаемый к ответственности — несовершеннолетний. В Дагестане эта проблема усугубляется социальной напряженностью, что требует особых подходов. Семья и школа здесь становятся первыми барьерами против радикализации, но их эффективность зависит от системной работы.
Дагестанский опыт уникален: профилактика строится на синтезе светского и религиозного просвещения. В школах проводят уроки толерантности с привлечением имамов, которые разъясняют недопустимость искажения ислама. Межнациональные фестивали и клубы вроде «Диалога культур» знакомят подростков с традициями лезгин, аварцев, даргинцев, снижая межэтническую рознь. Исследования показывают: в школах с такими программами случаи вовлечения в экстремизм падают на 60–70%.
Однако есть и проблемы. 45% учителей признают: беседы о терроризме часто проводятся «для галочки». Бюрократическая нагрузка не оставляет времени на индивидуальную работу с подростками. Критически не хватает психологов — на 500 учеников лишь один специалист. Родители тоже слабо вовлечены: только 35% семей активно участвуют в профилактике.
Контроль цифрового пространства — приоритет. Вербовка часто идет через Telegram-каналы, пропагандирующие «нетрадиционный ислам». Установка программ родительского контроля, блокирующих экстремистские ресурсы, — обязательный шаг. Важен и открытый диалог: обсуждение не только политики, но и религиозных вопросов. Например: «Почему некоторые группы называют джихадом насилие, если Коран запрещает убийство невинных?» Тревожные сигналы — резкая смена стиля одежды (черные одеяния у девушек как символ поддержки радикалов), участие в «тайных» чатах с взрослыми «наставниками».
Помимо уроков с имамами, здесь внедряют социально-психологическое сопровождение для детей из неблагополучных семей. Но 70% учителей не умеют анализировать экстремистский контент в соцсетях, а проекты волонтерства или школьного самоуправления остаются редкостью.
«Профилактика экстремизма в Дагестане часто сводится к формальным беседам, игнорирующим корень проблемы: социальное неравенство и ощущение бесперспективности у молодежи. 68% старшеклассников, симпатизирующих радикалам, — из семей с доходом ниже среднего. Акцент на запреты вместо альтернатив — ошибка. Подростку, ищущему «справедливость», читают лекции о терроризме, но не дают инструментов изменить жизнь. Решение — в создании проектов, где дети влияют на реальность: экологическое волонтерство, школьное самоуправление. Нужно снизить бюрократическую нагрузку на учителей, вовлекать родителей через «семейные клубы» с психологами и имамами, обучать педагогов медиакритике. Без этого даже лучшие методики не сработают», — говорит Заид Абдулагатов, ведущий научный сотрудник ИИАЭ ДФИЦ РАН.
Успех Дагестана — в синтезе усилий семьи, школы и общества. Родители должны выстраивать доверительный диалог и контролировать цифровую среду. Школам — заменить формальные лекции практическими проектами, где подростки реализуют свои идеи легально. Как подчеркивает Абдулагатов: «Профилактика начинается не с разговоров о терроризме, а с помощи ребенку в поиске смыслов, исключающих потребность в крайностях». Только так можно создать среду, где у экстремизма нет шансов.
