Connect with us

Введите запрос и нажмите Enter.

Общество

Борьба с идеологиями экстремизма и терроризма

Терроризм – это крайняя форма выражения политических или идеологических принципов, сопровождающаяся насильственными действиями и актами агрессии, в том числе против мирного населения.

Террористическая деятельность – это не просто один из видов преступности, несущий угрозу или вред какой-либо части общества, терроризм – это более сложная форма преступной деятельности, выраженная социальными, экономическими или политическими проблемами общества. Это деятельность, затрагивающая не только вопросы безопасности государства, но и всего общества в целом, кроме того, влияющая на взаимоотношения в политической, экономической и социальной сфере сопряженных стран.

Посредством террористической деятельности дестабилизируется обстановка в стране во многих сферах производства, так как постоянная угроза в лице терроризма приводит к ослаблению экономики государства, понижению социального уровня, а также к нарастающему недовольству населения, что может выражаться в антигосударственных или революционных настроениях. Именно поэтому терроризм и террористическая деятельность является большой проблемой для всего общества и несет прямую угрозу национальной безопасности государства.

Вред, исходящий от терроризма и террористической деятельности, имеет значение глобального масштаба и это стало проблемой международного характера, но зачастую не до конца и не полностью осознается мировым сообществом. И, к сожалению, определённые страны не только не принимают данную проблему всерьёз, отказываясь решать её в едином и совместном ключе, но и используют терроризм как инструмент влияния в своих политических целях, иногда и прямо участвуя в поддержке террористической деятельности, так как это является удобным инструментом влияния на государственную политику той или иной страны.

Среди причин возникновения терроризма можно выделить следующие: дестабилизация общественно-политической ситуации, высокий уровень криминогенной обстановки и преступности, ухудшение социально-экономических условий проживания, коррумпированность власти. Однако наиболее опасную свою форму терроризм принимает, руководствуясь крайней идеологической основой. В этом случае терроризм перестаёт быть сугубо политической проблемой, а становится проблемой идеологического характера, так как находит отражение среди определённой части населения, близкой к данным идеологическим принципам.

Особую специфику решения проблемы в данном случае принимает тот факт, что терроризм и террористическая деятельность для этой части населения уже не считаются преступлениями, что выглядит наиболее противоестественным для человеческой природы. И это является наихудшим вредом, который приносит терроризм, так как, когда террористическая идеология становится частью идеологической культуры общества, превращаясь в отдельную субкультуру, бороться с этим нужно принципиально иными методами, главным из которых является развитие правильной идеологии в обществе. С идеологией можно бороться только посредством самой идеологии.

Идеологией же терроризма является идеология крайностей – экстремизм. Экстремизм – это приверженность крайним взглядам, идеям и действиям.

Терроризм не обязательно может быть основан на идеологических взглядах, он может преследовать сугубо материальные или политические цели. Но в большинстве своём террористическая деятельность формируется именно на идеологической основе, которая выражается в национальных или религиозных убеждениях. Этому придаёт своё значение ещё и то, что религия представляет собой более универсальную модель социального сплочения и равенства, чем национальная принадлежность. Кроме того, религия имеет сильную духовно-нравственную составляющую, основа которой принимается всеми людьми и посредством которой могут привлекаться люди. К тому же, если посмотреть на тенденции национального экстремизма и сепаратизма, то зачастую они приобретают религиозную составляющую, а иногда даже полностью заменяются ею. Это неудивительно, так как религиозные убеждения не имеют чёткой привязанности к той или иной национальности и поэтому могут приниматься разными народами.

Современная проблема терроризма – как на государственном, так и на международном уровне – представляет собой экстремизм, имеющий контекст, исходящий из крайних религиозных убеждений. Основа религиозного экстремизма привязывается к определённым фундаментальным принципам религиозных учений, в корне неправильно выраженных, что по сути своей как раз-таки и противоречит исходным религиозным принципам. Нужно заметить, что данные взгляды формируются не сразу, а поэтапно. Та или иная религиозная община, обусловленная социально-экономическими проблемами своего места проживания или определённым политическим режимом, находит отражение своих желаний и стремлений в неких принципах религиозного учения, той религии, которая близка их культуре и традициям. Это даёт представителям данного сообщества мыслить более свободно, переходя устоявшиеся границы общественного мнения, что приводит к форме общественного мышления, которое принято называть инакомыслием.

В свою очередь инакомыслие, усугубляемое данными социально-политическими причинами, приобретает свою крайнюю форму – фанатизм. Фанатизм – это слепое следование тем или иным взглядам и убеждениям, доведённое до крайности и не признающее иные взгляды и убеждения, отличные от данных. Взгляды фанатичных приверженцев в подавляющем большинстве своём переходят в более радикальные свои формы, часто нарушающие нормы, установленные не только моральными принципами, но и законодательством, что может уже приводить к административной или уголовной ответственности. В таком случае фанатизм, проявляя себя в радикальной форме, приобретает экстремистскую сущность, становится экстремизмом. Завершающей формой экстремизма является терроризм, который представляет собой практическое исполнение радикальных форм экстремистских убеждений, выражающиеся в насильственных действиях против гражданского населения, проявляющиеся в тяжких и особо тяжких видах преступлений.

Исходя из этого, проблема современного терроризма напрямую связана с наличием идеологической религиозной составляющей и, не разобравшись с основами религиозных убеждений, данную проблему полностью решить невозможно, ведь, как уже было сказано, с идеологией нужно бороться посредством самой идеологии.

Поняв сущность идеологического экстремизма, можно решить проблему самого терроризма и искоренить её полностью. В данном случае, в качестве идеологического экстремизма представляется религиозный экстремизм, выраженный в форме исламской религиозности, так как в современное время наиболее опасные формы террористической деятельности исходят от представителей, руководствующихся именно исламской социально-культурной общностью, выступающих под исламскими лозунгами, использующих исламскую терминологию, то есть внешне представляющих религию ислам и позиционирующих себя как мусульмане. Здесь нужно сразу пояснить, что религия ислам, естественно, не имеет ничего общего с данными действиями, а наоборот, противоречит им. Однако, чтобы искоренить ложные представления об исламской религии, необходимо опровергать эти действия на ясных доводах и доказательных основах со стороны самой религии ислам. Исходя из этого, и должна быть построена новая концепция противодействия терроризму и экстремизму, где, помимо традиционно зарекомендовавших себя эффективных методов борьбы, будут также наличие и развитие правильной идеологии и идеологической культуры среди мусульманского населения.

Исламское общество в своей идеологической основе имеет три направления: две крайности – чрезмерность и упущение и одна умеренность – срединность. Чрезмерность – это изоляция, когда мусульмане живут в изоляции, полностью или частично изолируя себя от общества; упущение – это ассимиляция, когда мусульмане растворяются в обществе и утрачивают свои отличительные особенности и ценности; срединность же – это интеграция, при которой мусульмане сохраняют свои отличительные особенности и ценности, права и обязанности, при этом перенимая у других их достоинства и положительные стороны. Изоляция и ассимиляция, являющиеся крайностями, противоречат самой исламской религии, так как ислам категорически не приемлет крайностей с обеих сторон, будь то в убеждениях или в практических действиях. Срединность же является единственно правильной формой идеологической позиции мусульманина. Срединность представляет собой убеждения и образ жизни мусульманина, не противоречащие исламским обрядам и, в то же время, вписывающиеся в общественную жизнь государства.

Понимание срединности сегодня особенно важно для мусульман и мусульманских общин, проживающих в светских странах, так как современное научное наследие исламского мира, включающее вопросы взаимоотношений в обществе и с государством, относится к традиционно исламским странам, а это преимущественно арабские страны. Что касается духовных общин и религиозных организаций, представляющих интересы мусульман в светских странах, то они, как правило, опираются на знания исламских богословов далёкого прошлого, которые описывали различные положения и ситуации, происходящие в социальной жизни именно исламского государства. Принимая это во внимание, необходимо взять за основу ту методологию исламской религии, которая относится к современным реалиям и быту мусульман, проживающих в неисламском, светском государстве.

Эта методология основана на принципе «золотой середины» – понимании срединности и умеренности между крайностями с обеих сторон. Посредством данной методологии решаются все насущные вопросы мусульман, касающиеся как религиозной практики, так и бытовой жизни в обществе. Методология исламской религии в отношении мусульман, являющихся гражданами светского государства, представляет собой религиозное правоведение, регламентирующее исламский образ жизни в светском обществе, с его законами и порядками. Опираясь на понимание данной методологии, мусульмане, проживающие в светских странах, являются полноправной частью данного общества и государства, и поэтому должны свободно жить внутри существующей общественной системы, участвовать в политической, экономической и социальной жизни данного общества, добросовестно следовать закону данного государства, при этом соблюдая все основы и постулаты исламской религии.

Таким образом мусульмане, проживающие в светских странах, не должны изолироваться от общества, живя в своей определённой жизненной среде, отвергая имеющиеся общественные нормы и правила, но также и не должны ассимилироваться, растворяясь в обществе, принимая неисламские взгляды и убеждения. Мусульмане, проживающие в светском государстве, не отличаются от других граждан данного общества в обыденном понимании вещей и бытовых делах, и в то же время имеют свою религиозную идентичность, определяющую их образ жизни и мировоззрение. Это и есть понимание срединности, интеграционной модели проживания в обществе – то, что и требует религия ислам. Исходя из этого, становится ясным отличие между естественными основами и ценностями, имеющиеся в жизни каждого человека и религиозными вопросами и положениями, определяющие конфессиональную принадлежность индивидуально каждого.

Исламская религия также определяет правильное понимание признания и следования власти для мусульман, проживающих в светских странах. В правовых вопросах общественной жизни мусульмане признают закон и следуют официальной власти того государства, в котором они проживают. В религиозных вопросах общественного характера мусульмане следуют официальным органам власти или духовным организациям, занимающимися религиозной деятельностью и имеющие законную юридическую силу. В индивидуальных религиозных вопросах каждый мусульманин придерживается учений исламских богословов, достигших высокого уровня знаний в исламской религии, или принятым нормам в исламской среде.

Что касается взаимоотношений между представителями других религий и конфессий, а также гражданско-правовых отношений в обществе, то исламская религия регламентирует правила взаимных отношений в рамках совместного проживания в одном обществе, что узаконивает равные права всех граждан данного государства, независимо от их социальной, культурной или религиозной принадлежности. Таким образом правильное понимание исламского образа жизни в светских странах даёт мусульманам ясное руководство принципов взаимоотношений в обществе и государстве.

Методология исламской религии, направленная на понимание исламского образа жизни в светском государстве, выражается в развитии специального культурно-идеологического образования мусульманина, формирующего правильное мировоззрение и образ жизни, что является также одним из направлений профилактической работы в области противодействия терроризму и экстремизму. Что касается остальных положений профилактической деятельности, то они относятся к общему развитию социальной культуры и благосостояния населения, среди которых воспитание и образование, трудоустройство населения и занятость полезной деятельностью, соблюдение законности и правопорядка. Все эти положения нуждаются в подробном рассмотрении совместно с органами государственной власти и общественными организациями для развития практической деятельности. Однако наиболее важным из них является наличие именно культурно-идеологического воспитания и образования, так как без необходимого изучения данного принципа все остальные направления не смогут работать в полной мере, либо же могут привести к обратному эффекту, что уже ранее наблюдалось на практике.

Культурно-идеологическое воспитание и образование мусульман основывается на исламских научных дисциплинах, таких как нормы и правила проживания мусульман в светских странах, правила межрелигиозных и внутриконфессиональных отношений, правила поведения в смутное время, правила понимания современных вопросов, правила ведения призыва и общественной деятельности и регламентирует целый комплекс принципов взаимоотношений в обществе, среди которых:

– межконфессиональные отношения, регулирующие взаимопонимание и взаимодействие представителей различных религий и конфессий, соблюдение законных прав и свобод и отсутствие проявлений крайностей и фанатизма;

– отношения с религиозными организациями, регулирующие общественную религиозную деятельность среди населения;

– гражданско-правовые отношения, регулирующие взаимодействие граждан в общечеловеческих основах и ценностях и соблюдение прав и свобод человека;

– отношения с государственной властью и государством в целом, регулирующие развитие патриотического воспитания, законности и правопорядка и направленные на защиту, укрепление и развитие государства во всех его сферах.

Каждый из этих принципов взаимоотношений требует объёмного и глубокого анализа для изучения и практического исполнения в бытовой и общественной жизни мусульман, принимая во внимание современные реалии. Поэтому необходимо возвращаться к трудам и исследованиям исламских учёных и богословов, достигших высокого уровня знаний как в самих исламских науках, так и в светских науках, таких как социология и культура, экономика и право, политология и международные отношения. Знание этих вопросов даст мусульманам понимание правильного мировоззрения и образа жизни в светском обществе и государстве, что является наиболее актуальным сегодня.

Данная методология относится непосредственно к представителям исламской религии – к мусульманам. Что касается представителей иных религий и конфессий, то им необходимо исходить из своих верований и учений и находить им подтверждения в своих трудах, касающихся взаимоотношений с другими конфессиями. Однако общие принципы совместного проживания и сосуществования представителей различных религиозных и конфессиональных общин являются единогласно признанными мировыми традиционными религиями. Все они сводятся к двум общим основам человеческих взаимоотношений – это гражданские отношения, касающиеся бытовой жизни человека, и правовые отношения, находящиеся исключительно в ведении государства.

Решение проблемы идеологии экстремизма и терроризма заключается в её идеологической основе. И для искоренения идеологии как первопричины экстремизма и терроризма является важным развитие в обществе правильного мировоззрения и образа жизни населения, отвечающие естественным основам и ценностям человека. Поэтому всем гражданам нашего общества, независимо от их социальной, культурной и религиозной принадлежности, необходимо осознать всю серьёзность данной проблемы и решать её совместно, в соответствии с реальными причинами её возникновения.

Архивы

Материалы по теме

Политика

Появление так называемого Исламского государства (запрещенная в России террористическая организация) и последователей лжеджихада, наверное, сравнимо только с ростом раковых клеток в организме. Попытаемся разобраться...

Политика

Во вторник, 4 декабря, под руководством Главы Дагестана Владимира Васильева прошло заседание Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан. Обсудили вопрос «О мерах по недопущению выезда...

Общество

В списки личного состава отдельного батальона махачкалинского соединения Росгвардии навечно зачислен стрелок патрульной роты рядовой Алексей Агафонов, погибший при исполнении воинского долга 24 года...

Мы помним

Герой России (посмертно) Магомед Нурбагандов погиб, но даже перед лицом смерти продолжал исполнять свой долг. Не испугавшись вооружённого врага, отказался выполнить его требования и...

Сетевое издание «Работаем, брат!» зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций серия Эл № ФС77-81807 от 28.09.2021 г.
Учредитель: Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Координационный информационно-культурный центр".
Главный редактор сетевого издания Адамова Ева Александровна.
Телефон редакции: 8(988)-292-94-34. Адрес электронной почты редакции: info@rabotaembrat.ru.
Адрес редакции: 367018, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр-т Насрутдинова, д. 1а. (Дом журналистов).
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт работаембрат.рф.
16+

Яндекс.Метрика