Журнал The Economist предрекает рост смертности в Европе «из-за войны на Украине» с 200 до 220 человек на миллион в неделю. В НАТО уже предлагают сдаться.
В далеком детстве автора этих строк поразило вычитанное в какой-то французской книжке сообщение, что «императора Наполеона победили в России морозы». Позже он узнал, что ссылки на могущество «генерала Мороза» – это общий приём западной пропаганды, разъясняющей европейцам, почему этих русских опять не удалось одолеть, хотя наступление на Москву так хорошо начиналось.
Что же, стоило прожить жизнь, которая, по слову классика, «оказалась длинной», чтобы увидеть, как генералы и поручики армий Запада вновь ссылаются на «генерала Мороза» и на то, как вовремя он приходит к русским на помощь. Наступающей военной зимой так оно и будет – природа Евразии всегда на нашей стороне и всегда неожиданна для неприятеля.
Сотни тысяч замёрзших – Мороз не щадит
Неприятель в этом уже вполне уверен. Журнал The Economist в новейшей статье предрекает рост смертности в Европе «из-за войны на Украине» с 200 до 220 человек на миллион в неделю. Это «в среднем по больнице» – в Финляндии, где, в общем-то, привыкли к холодам, рост смертности в зимние месяцы составит 13%, в Португалии – аж 36%. Среди тех, кто старше 80 лет – 49% и так далее, статья полна цифр одна другой ужаснее. В 335 тысяч жизней встанет Евросоюзу борьба с Россией в период с октября по апрель, говорят авторы прогноза.
Все эти ужасы – следствие агрессивной политики России, которая злонамеренно лишила Европу энергоносителей, то есть тепла и света. Тот факт, что Европа вполне могла обойтись без эмбарго, отказа от русской нефти и газа, диверсий на нитках «Северных потоков» и проч., в статье, понятно, деликатно обходится молчанием.
Так же, как и ещё более интересный факт: «избыточные» смерти вообще-то не являются следствием боевых действий на Украине. В той же Великобритании – то есть на родине журнала The Economist эти смерти – привычная деталь статистического пейзажа. Несколько десятков тысяч стариков умирают от холода в собственных домах и квартирах на острове каждый год в период с ноября по апрель, потому что у них не хватает денег платить за отопление. В основном такому риску подвергаются люди, которые до сих пор покупают уголь, чтобы топить собственные камины.
Показатель избыточной смертности в Англии в последние годы достигал 50 тысяч (!) человек – безо всякой войны с Россией и при сравнительно низких ценах на энергоносители на мировых рынках.
Власти скрывают
335 тысяч смертей в прогнозе The Economist подаются как ужасный ужас (и в самом деле, это очень страшная цифра, тут не поспоришь), но интересно вот что: в социальных сетях Европы уже некоторое время циркулируют ещё более страшные прогнозы. Среди комментариев к новейшей статье попадаются и такие:
Прогноз занижен правительствами примерно в 10 раз. Нас успокаивают, говоря, что погибнут лишь немногие, но на самом деле гибель грозит миллионам.
Это вполне может оказаться правдой – хотя бы потому, что демографическая статистика – вещь довольно гибкая, особенно в том, что касается причин смерти. Всё дело в интерпретации, что каждый из нас наблюдал в годы «самой странной пандемии в истории» – вот человек умер от переохлаждения, вот он же скончался от осложнений после сезонного гриппа, нет, позвольте, его следует занести в графу умерших от воспаления лёгких, нет, разумеется, от ковида…
В зависимости от желания властей европейских стран в апреле можно будет сказать, что антироссийские санкции и экономический кризис никак не сказались на статистике смертности, сказались незначительно или кровавый русский диктатор убил миллионы жителей Евросоюза.
Всё будет зависеть от направления, которое выберет русофобская пропаганда. Пока кажется более вероятным, что русских будут обвинять в каждой смерти каждого европейца – хотя бы потому, что в противном случае в этих смертях замёрзших и голодных людей останется винить лишь правительства стран НАТО.
Кстати сказать, если «прогноз занижен в 10 раз», то получившаяся цифра погибших будет подозрительно напоминать другую страшную пропагандистскую русофобскую придумку: число жертв «голодомора» на Украине. «Голодомор» в рамках антирусской военной пропаганды как раз сейчас признаётся в Германии геноцидом. Можно пошутить, что уж немцы-то точно разбираются в том, что такое геноцид. А можно отметить для себя: да, полным ходом идёт информационная накачка европейского гражданина. Ему со всех сторон объясняют, что Россия – империя зла, и воевать с Россией – единственный выход.
Правда, тот же самый гражданин всё-таки может спросить своё правительство, точно ли нужно бороться со страшными русскими, способными не продавать нефть и не поставлять газ, так что дело уже доходит до «избыточных смертей», и не лучше ли с этими русскими не враждовать? Этот вопрос в европейской политике уже есть кому поставить – но это тема для отдельного разговора.
Что с того?
Не надо обольщаться. Публикации, подобные той, что появилась в The Economist, делаются не для того, чтобы склонить почтеннейшую публику договариваться с Россией. Англосаксы так просто не сдаются: вся история об этом свидетельствует. Во время той же Второй мировой их великий лидер Уинстон Черчилль пообещал нации «лишь кровь, пот и слёзы» – и, надо отдать им должное, несмотря на многие годы лишений (карточную систему распределения продуктов питания в Англии отменили позже, чем в СССР), англичане дотерпели до общей победы.
Разумеется, из Риши Сунака Черчилль выйдет не лучше, чем Ганди, но всё-таки нужно понимать: западная пропаганда сейчас настраивает свои народы на долгую, изнурительную, чреватую сотнями тысяч или миллионами смертей войну с Россией. Другое дело, что, как ни обвиняй русских в английских трудностях, избиратели Британии всё равно считают, что свет в их домах гасит английское правительство. Так что наступление «генерала Мороза» вполне может быть успешным.