Эксперты, политологи выдвигают немало версий, выявляющих природу современного экстремизма, предлагающих в противовес все новые идеологемы. Трудно назвать каждую из них жизнеспособной, приемлемой в условиях быстроменяющегося мира. Но, споря, в одном они сходятся — проблема эта животрепещущая, требующая детального анализа. С этим мнением соглашается и первый зам. председателя Общественной палаты республики Алюсет Азизханов.
— Алюсет Межмединович, можно сказать, что валун, мешающий пробить дорогу животворному роднику, сдвинут. И сегодня власть, правоохранительные органы знают, как справиться с терроризмом, экстремизмом, изучив характер сложной проблемы, долгое время не находившей решения. Но явление это, видоизменяясь чуть ли не ежедневно, приобретает все более новый окрас, изощренные идеологические конструкции, методы вооруженного противостояния. Значит, необходимо говорить о системных явлениях, с которыми необходимо работать в новых условиях. Что вы об этом думаете?
— Вопросы противодействия идеологии терроризма и экстремизма – сложные, требующие глубинных исследований. Вы правы, за последние годы многое сделано органами власти, правоохранительными органами, чтобы, как вы образно отметили, расчистить дорогу животворному роднику, название которому — жизнь с радующими глаз красками. Но значит ли это, что терроризм и экстремизм побеждены окончательно и можно передохнуть, на время забыв о тревожащей душу проблеме. Нет, конечно. Наступившая тишина обманчива, она заставляет внимательно прислушиваться к призрачному спокойствию. Угроза террористических актов, к сожалению, реальна, с ней приходится считаться, ни на минуту не теряя бдительности. Может быть, не так явно, массово, как это было еще несколько лет назад, но по-прежнему продолжается уход молодых дагестанцев в Сирию. И число тех, кто находится во власти чуждой нам псевдорелигиозной идеологии, снижается не так быстро, как хотелось бы. Они не осознают всю глубину случившейся с ними трагедии. Ближневосточные инструкторы, умело маскируясь, продолжают вести борьбу за молодое поколение, отрывая его от корней своих, традиционных представлений, впитанных с молоком матери.
Вычислить пришлых дервишей, пресекая их противоправную деятельность, — задача куда более сложная, чем противостоять непосредственным исполнителям террористических актов. Здесь необходима глубокая агентурная работа, сбор и закрепление доказательств и многое другое, что позволяет выявлять международный терроризм.
Что же необходимо сделать, чтобы достичь реальных результатов? В первую очередь необходима работа соответствующих государственных структур. Согласитесь, в этом направлении есть над чем поработать. Следующий вопрос – необходимость активного невосприятия самим обществом идеологии терроризма и религиозного экстремизма, поскольку любые недоработки органов власти, профессиональные упущения, объективные или субъективные сложности, присутствующие в нашей жизни, становятся для многих потенциальных жертв пропаганды и агитации самой питательной средой, подталкивающей их в объятия к дьяволу.
Сегодня мы наблюдаем латентное формирование новой, чуждой идеологии, инкубационный период которой может протекать даже вне поля зрения родных и близких людей, ученической или студенческой среды, коллектива, где пребывает молодой человек. И этот процесс может идти на первых порах совершенно безболезненно для «заразившегося».
И потому вопросы контрпропаганды, бдительности общества, окружающих людей обретают особую значимость и актуальность. Не вторгаясь грубо в личное пространство человека, особенно молодого, для которого это пространство в силу возрастных особенностей свято, необходимо дать понять ему, что даже необустроенная реальная жизнь лучше сомнительных обещаний в той, другой, жизни. А из той призрачной манящей бездны невозможно благополучного возвращения в привычную для него жизнь. Обществу необходимо быть тонким психологом, понимающим, готовым протянуть руку помощи, поддержать в трудных, неоднозначных жизненных ситуациях. Ведь немало сегодня тех, кто остался один на один со своими проблемами, заботами, рождающими в неокрепших душах смятение, страх, отчуждение.
К сожалению, из-за мешанины в головах некоторые молодые люди видят себя новоиспеченными чегеварами, борцами за «справедливость», то есть носителями протестной идеологии. Есть, конечно, и те, чьи поступки, а затем и проступки продиктованы уже сугубо материальными интересами. И это их вполне взвешенный, продуманный выбор.
Думаю, общество сегодня отчасти в этих вопросах расхлебывает лихолетье 90-х годов. Согласитесь, страна, которая была похожа на корабль без руля и ветрил, едва уцелела ценой неимоверных усилий, каким-то чудом.
О скалы равнодушия, безответственности государства разбилось в ту пору не только материальное благополучие миллионов его граждан, разбилась вера в справедливость, в закон. На поверхность выплыли низменные страсти, вседозволенность, чуждая идеология потребительского отношения к жизни. И, конечно, одной из первых — идеология терроризма и религиозного экстремизма. Стране нужно было приложить неимоверные усилия, чтобы выжить в этих условиях.
— Вы много лет отдали общественной работе, являетесь одним из руководителей Общественной палаты республики. Как оцениваете роль институтов гражданского общества в противодействии идеологии терроризма и экстремизма?
— Важно сказать, что приложение серьезных усилий по противодействию этой идеологии — задача всего общества в целом, то есть гражданского общества. Могу констатировать, что Общественная палата организует и проводит различные форумы, общественные слушания, конференции по противодействию терроризму, экстремизму. То есть вырабатываются стратегия и тактика институтов гражданского общества в борьбе с той мощной атакой ближневосточных и западных идеологов, пытающихся изнутри расшатать наш общий дом.
Общественная палата республики, выражаясь по-фронтовому, мобилизовала на борьбу с этим злом все существующие общественные институты в лице НКО, религиозные конфессии, электронные и печатные СМИ. Только в 2014- 2015 годах проводились республиканские форумы «Будущее – в руках матерей», обретшие затем статус межрегиональных, республиканские конференции «Дагестану – мир и благополучие» и множество других очень важных форумов. Должен сказать, все эти годы мы чувствовали внимание органов власти республики, которые не только поддерживали наши идеи, но и развивали их, привлекая к реализации принятых решений органы исполнительной власти и муниципалитеты.
Так, по инициативе уже самой власти в районы и города республики выезжали авторитетные представители общественности, республиканских органов исполнительной и законодательной власти. Они встречались с местным населением, организовывали в муниципалитетах так необходимые для людей встречи с участием местных органов власти, общественников, интеллигенции. И это приводило к хорошим результатам.
Неформальное, искреннее отношение к этой работе всегда продуктивно, и только совместными усилиями нам удавалось противопоставить идеологии терроризма и экстремизма идеологию безопасного, достойного развития республики.
Согласен, общественных организаций, самодостаточных, действенных, особенно работающих в этом направлении, не так много. Должен сказать, в целом некоммерческих организаций, в том числе социальной направленности, в республике недостает. Их количество на душу населения – есть такой показатель – не выдерживает серьезной критики. Кстати, по этому показателю Северо-Кавказский федеральный округ по сравнению с другими российскими регионами также занимает последние позиции.
А ведь НКО должны объединять в своих рядах социально неравнодушных, активных граждан общества. Вообще считаю необходимым стимулирование создания и становления общественных организаций, в чьих уставах основным направлением деятельности было бы обозначено противодействие идеологии терроризма и религиозного экстремизма. Такой опыт поддержки общественных организаций, работающих в сфере противодействия коррупции, у нас имеется. Тем более, что идеология терроризма и экстремизма представляет не меньшую угрозу для безопасности страны, ее граждан, чем коррупция.
Необходимо всемерно поддержать в целом «третий сектор», саму Общественную палату республики. Ведь задача институтов гражданского общества – держать руку на пульсе общества, жить его тревогами, заботами. И в этом случае власть и институты гражданского общества могут и должны выступать как партнеры, поддерживая друг друга. Только объединив усилия, мы можем рассчитывать на эффективность нашей работы.
Автор: Айшат Тажудинова
dagpravda.ru