С течением времени идеология экстремизма приобретает все более разнообразные формы, и не всегда возможно разглядеть за внешней оболочкой кажущихся безобидными формулировок идеологические конструкции направленного действия. Они отличаются особой изощренностью, имитированной под простоту.
Понятное дело, что Кавказ – один из краеугольных камней в политике западных, арабоязычных стран, раз за разом предпринимающих попытки дестабилизировать ситуацию в приграничных регионах, учитывая геостратегию, возможность внести раскол в мусульманскую умму. Политические многоходовки предпринимаются по принципу: вода камень точит. И эксперты вполне резонно задаются вопросом, как сохранить стратегический ресурс – молодое поколение.
Споры идут, но как выделить то рациональное зерно, что перевесит чашу весов, отдавая дань все же традиционному, а не продукту, далекому от привычного.
Вопрос этот остро стоит перед общественными организациями, средней и высшей школой, где и закладываются основы российской государственности, традиционного воспитания. Все эти непростые вопросы корреспондент «Дагестанской правды» адресовал профессору ДГУ Мусе КУРБАНОВУ.
– Муса Гасангусейнович, что, с вашей точки зрения, вызывает духовную агрессию в молодом поколении, только ли социальные факторы?
– Если я скажу, что социальный фактор не играет роли, это будет неправдой. Безусловно, если вспомнить даже вузовскую систему распределения для молодого специалиста, то можно себе представить, как это было разумно, да и перспективы открывались радужные для специалистов с головой, а это гарантированный заработок для ИТР, педагогов, врачей, представителей множества различных профессий. Сегодня можно только вздыхать о подобном трудоустройстве. И во многом недовольство абсолютной свободой, невозможность найти свою профессиональную нишу в экономике республики толкают некоторых молодых людей на протестные проявления.
Но даже те немногие, кто попадает в так называемые спящие ячейки, – досадное упущение, которое выливается в уход если не в леса, то в закрытое сообщество запрещенных в нашей стране экстремистских организаций. Нам необходимо формировать устойчивую систему духовных ценностей, что должно стать приоритетной задачей социально-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
Понимаете, сама культурно-образовательная среда общественной и частной жизни, с моей точки зрения, имеет свои естественные механизмы функционирования и саморегуляции, но в современных условиях традиционные механизмы, к сожалению, уже не справляются с интенсивными агрессивными и динамичными потоками культурно-образовательной информации. Поэтому необходимы инновационные, специализированные, организационные составные духовного созидания, таким образом поддерживающие устои государства и гражданского общества, направленные на целевое и адресное управление, стимулирующие процессы духовного созидания и нивелирующие деструктивные разрушительные процессы.
– Но если проанализировать существующие методы обработки сознания, убеждаешься в том, насколько они профессионально скомпонованы, эффективны в борьбе с виртуальным противником.
– Вы правы, во многом мы все еще проигрываем в виртуальной сфере нашему идеологическому противнику. Корпоративные сетевые сообщества, нацеленные на формирование агрессивной информационной среды, создают, если можно так выразиться, виртуально культивированное коллективное тело образовательно-игрового процесса, способного производить не только позитивные результаты, но и вести к негативным, тупиковым тенденциям, разрушительным для всего общества. С моей точки зрения, к основному кругу причин, вызывающих эти явления в любом обществе, относится такая группа, в которой наблюдается явное и очевидное столкновение интересов, целей, ценностей, несовместимых по возможностям их реализации в повседневной жизни.
Социальная реализация сил в различных сферах общественной жизни переходит из потенциально растущего напряжения в актуальное противоборство. Должен отметить, что различные корпоративно-групповые интересы могут быть нацелены не только на сбалансированное общенациональное благо, но и на элитаризацию, иерархическое выстраивание социальной вертикали с сегментами тупиковых направлений развития, вызывающих недовольство и недоверие в молодежной среде.
Все это подталкивает наиболее легко подверженную влиянию часть молодежи к пополнению рядов виртуальных воинов на первоначальном этапе по обработке сознания.
Надо понимать: терроризм и экстремизм современной эпохи давно вышли за пределы героизированного фанатизма, ставшего жертвой экзальтированного воображения и неудержимого самомнения. Теперь они приобрели черты системной патологии всего социального организма, стали неотъемлемой, самоактуализированной частью социально-политического процесса, пропорционально охватывающего неурегулированные государством отношения и слабо контролируемые сферы общественной жизни.
– Говоря научным языком, парадигма современного терроризма, экстремизма проникла во сферы общественной жизни, и с этим придется считаться…
– Не считаться, а системно противостоять. И среди разнообразия подходов к пониманию предпринимаемых мер и усилий по организации противодействия экстремизму, терроризму можно выделить, как мне кажется, два направления: натуралистическое и антинатуралистическое, которые, наряду со встречной альтернативностью в отдельных отношениях к организуемым инициативам государства, вполне могут вступать в динамичное встречное, универсальное встраивание друг в друга.
Так вот, согласно натуралистическому подходу адекватность мер, предпринимаемых государством, достигается благодаря ответной симметричности противодействия, предотвращающего и перекрывающего собой экстремистскую и террористическую инициативу противника. Тем самым насилию противопоставляется встречное насилие с полноценным законным применением внутренних сил, оснащенных эффективными средствами подавления и бескомпромиссного уничтожения экстремистов и террористов, что и выполняется на практике.
Натуралистический подход позволяет моделировать понимание совокупности всех действий и замыслов террористической группировки экстремистского толка как необратимого и некорректируемого процесса односторонних изменений, сложившихся в обществе устоев социально-политической действительности. Понимание гражданского общества и правового государства в натуралистических парадигмах исходит из учета реального соотношения сил, способных противодействовать друг другу, опираясь на арсенал доступных средств и потенциал имеющихся возможностей использования.
Антинатуралистический подход включает в себя гуманистические, идеологические, религиозно-конфессиональные, национально-этнические, близкородственные приоритеты и аргументы, которые в натуралистическом подходе, как правило, отодвигаются на задний план. Это обстоятельство делает антинатуралистический подход к организации противодействия терроризму и экстремизму более сложным и трудоемким, а по конечному результату – более эффективным с точки зрения дальнейших позитивных перспектив развития общества.
В антинатуралистическом подходе утверждается безусловная приоритетность прав человека, реализуемая в переходе стратегии противодействия от прямых, ничем не ограниченных форм насилия к более косвенным и локально ограниченным формам, оставляющим шанс на выживание и исправление тех, кто запутался в своих ожиданиях и испытаниях судьбы. И в этом эксперты видят эффективность конструктивного диалога с молодым поколением.
Автор: Айшат Тажудинова
dagpravda.ru