Эксперты продолжают спорить, насколько велика сила международного терроризма, сможет ли она быть связанной с проявлениями гражданского неповиновения в различных российских регионах, в том числе и в нашей республике. И если это звенья одной цепи, то как бороться с этим явлением как самой власти, так и институтам гражданского общества? Свое мнение на злободневную проблематику высказывает член Общественной палаты республики Усман МУРАДОВ.
— Усман Шахбанович, в чем, с вашей точки зрения, заключается главное препятствие в успешной борьбе с экстремизмом, терроризмом?
— Причин немало. И одна из самых болезненных, как мне кажется, та, что общество не в силах удержать молодое поколение от роковых ошибок, ухода в ирреальный мир. Знаю, что многие из тех, кто оказался в ближневосточных лагерях ИГИЛ (организация запрещена в России), боятся возвращаться на родину. Значит, необходимо думать о том, чтобы бывшие рекрутанты добирались до родного дома не окольными путями и не для того, чтобы вести здесь жизнь нелегалов, лазутчиков против собственного народа, а осознавших, получивших горький урок от лжепророков, целью которых было разорить наш общий дом, превратить его в анклав-жаровню, где погибали бы сотни, тысячи людей.
Да, НАК разработала основные принципы и механизмы по противодействию экстремизму, терроризму. План мероприятий создан и для АТК в регионах, муниципалитетах. Но это не означает, что принятые документы — политическая догма. Сегодня нам необходимо предотвращать удары извне и обращать в свое лоно, если так можно выразиться, нашу молодежь, осознавшую и сделавшую первый шаг навстречу, менять систему координат, чтобы наши граждане не превращались во внутреннего врага. Я часто слышу упреки несведущих, что, мол, России не следовало ввязываться в сирийскую войну. Но хочу заметить, что это не только вопрос наших традиционных ближневосточных союзников, но и геополитический. Нам важно, чтобы домой возвращались не дагестанцы, ставшие врагами, а те, кто трезво воспринимает то, что происходит на Ближнем Востоке.
Если же вспомнить печальный опыт Афганистана, Ирака, Ливии, то можно представить, чем бы это обернулось и для нашей страны, ведь у нас существовали практически идеальные дипломатические отношения с этими странами. И сегодня вновь и вновь убеждаюсь, насколько верным было политическое решение российской стороны. За короткое время ВКС России переломили ситуацию, оказавшись в центре внимания мирового сообщества. А военная мощь нашей страны вывела из равновесия однополярный мир, заставив очнуться от многолетнего анабиоза Европу и пересмотреть прежние политические стандарты.
Дагестан, приграничная российская республика, тоже часть мирового сообщества. И в условиях прозрачных границ необходимо не только держать порох сухим, но и методично заниматься профилактикой, вовремя выявляя молодежь, подверженную радикальным течениям. Ведь и в самой исламской умме немало противоречивых разногласий, что выливается в создание новых очагов милитаризированных государств, преследующих далеко идущие цели. А это означает, что государство уравновешивает полярные религиозные разногласия, несет ответственность за воспитание подрастающего поколения. И, что немаловажно, школа, вуз, общественные организации являются мощным ресурсом, обеспечивающим бесперебойную профилактическую работу. И только тогда можно будет судить об эффективности противодействия экстремизму и терроризму.
— А какова в этой работе роль общественников?
— Не могу сказать, что общественники остаются в стороне. Да, социально ориентированных не так много. Но Общественная палата республики, комиссия, в которую я вхожу, не просто реагируют, а предупреждают какие-то шаги власти, опережая, откликаясь и реагируя на то, что происходит в обществе. Но так в принципе и должно быть. Ведь общественные организации — равноправные партнеры властных структур. Но эффективность могла бы быть намного выше, если бы НКО динамично развивались, если бы росло их количество. Как мне рассказывал коллега-общественник, когда он путешествовал по Европе, в частности, в Германии, то там интересовался количеством общественных организаций, которое, по нашим меркам, зашкаливало, а там это в порядке вещей. Значит, и нам необходимо к этому стремиться.
— Сегодня много спорят о том, что необходимы идеология, национальная идея, что сформирует каркас российской государственности, объединит здоровые силы, создаст универсальную стратегию, предусматривающую в том числе воспитательную компоненту…
— Мне близка эта идея в условиях безумного информационного разброса, да такого, что впору караул кричать. Сегодня население огромной страны находится на распутье, не зная, что оно строит, куда идет. И во многом советская идеология, как это ни звучит парадоксально, объединяет людей, живущих в великой стране, где до зеркального блеска были отшлифованы межконфессиональные, межнациональные вопросы. В условиях дефицита четких и ясных государственных тезисов молодое поколение тянется к чуждым идеологиям, проповедующим теорию разобщенности, отторжения традиционных ценностей, психологически ориентируя ее, молодежь, на ближневосточные сепаратистские государства, управляемые США, изобретающие все новые технологии по зомбированию сознания.
Что можно этому противопоставить? Только национальную идею, скрепляющую огромную страну. Власти необходимо думать о создании как можно большего количества рабочих мест для молодежи, охватывая не только талантливых, но и тех молодых людей, кто сегодня живет обычной жизнью, создает семьи, находится в поисках лучшей жизни в других регионах, поскольку они не знают, как достойно содержать своих близких, не уверены в завтрашнем дне. Сегодня республика не знает, что делать со своими выпускниками. Только немногие могут работать по специальности. Тут вина и наших вузов, дублирующих ряд популярных среди дагестанцев специальностей: врачей, юристов, экономистов. Все это создает нервозную обстановку. Так создается питательная среда для экстремизма, терроризма. Социальное неравенство, невозможность реализовать себя в избранной специальности рождают протестные настроения, что опаснее всего в молодежной среде. И поэтому необходимо думать о преемственности поколений, воспитывать молодежь, пропагандируя и используя опыт устроенности прошлых поколений, сохраняя устои, традиции горского этикета, свод правил поведения. У нас есть время для того, чтобы вернуть нашей молодежи кавказский дух, благородство, мужество, гордость за свой народ, за свою страну. Это те самые скрепы, что объединяют многонациональную Россию.
— Соцсети – еще один бич, формирующий психологию гражданина мира — агрессивного, лишенного элементарных человеческих качеств, вне веры, вне всего того, что отличает человека с гражданской позицией, патриота.
— Я стараюсь не упускать возможности просматривать соцсети. И вижу, сколько мусора там. И неподготовленное сознание, попав в этот страшный молох, конечно же, оказывается под угрозой виртуальной обработки сознания. Я не знаю, что можно противопоставить этому. Знаю, что многие страны ставят ограничения на виртуальные каналы. В этом есть логика сохранения нации, ее будущего. Совершенно очевидно, что наши идеологические противники финансируют программы по обработке сознания и не брезгуют технологиями фашизма. А если вспомнить фильм Саввы Кулиша «Мертвый сезон», в котором рассказывается об опыте создания газа «эр эйч», превращающего человека в безвольное, покорное существо, то избежать аналогий просто невозможно. Вот и сегодня мы наблюдаем нечто подобное, охотно подхваченное заокеанскими оппонентами, пытающимися покорить мир любой ценой и звереющими от того, что существует противовес — Россия, способная отражать натиск супердержав.
Да, нам необходимо бороться не только с экстремизмом и терроризмом, но и с коррупцией, находящейся в непосредственной взаимосвязи с этими явлениями, правовой безграмотностью, отвыкать давать взятки — к сожалению, сегодня это неотъемлемая часть психологии дагестанского общества.
Хотел бы сделать акцент и на домашнем воспитании молодого поколения. Только личный пример, разговор по душам о том, чем чреват уход в мир призраков, вещающих с арабоязычным радикальным акцентом, что только джихад даст возможность возвестить о себе миру, отдавая жизнь в борьбе с неверными. И здесь именно семья, сохраняя родовые, а значит, общегосударственные ценности, должна стать проводником в мир, где, следуя постулатам предков, честно работая, не пачкая себя неблаговидными поступками, молодое поколение может и должно прославлять семью, род, землю, на которой родился.
Автор: Айшат Тажудинова
dagpravda.ru