В условиях глобальных трансформационных процессов, характерных для современного исторического периода конца ХХ – начала ХХI вв., происходит усиление роли религиозной идентичности. Одним из последствий глобализации, приводящей к нивелированию этнокультурных особенностей, является обратная реакция в виде стремления к возрождению традиционных культур и религий.
При этом данный общественный тренд может приобретать маргинальную форму, когда вместо существовавших ранее и утраченных в течение ХХ в. культурно-религиозных традиций получают распространение суррогатные формы мировоззрения и культа на основе влияния извне, чуждого российской традиции. Особенно это характерно для некоторых российских регионов традиционного распространения ислама, куда в последние десятилетия в основном из стран ближневосточного и малоазийского регионов проникают и пытаются закрепиться различные религиозные организации радикального толка.
Массовые миграции населения из нестабильных в политическом и неблагополучных в экономическом отношении регионов изменяют исторически сложившиеся ареалы распространения религий, существенно расширяют территории межэтнического и межкультурного взаимодействия, получающего в том числе конфликтное измерение.
Все указанное выше обусловливает возрастание роли религиозного фактора, его мобилизационных возможностей, а события последних десятилетий, начиная с конца ХХ в., свидетельствуют о стремлении некоторых глобальных политических игроков использовать его для распространения идеологии терроризма с приданием ей религиозной легитимизации.
Одним из важнейших направлений работы в плане недопущения этого является использование потенциала традиционно распространенных в России религий, в первую очередь православия и ислама.
В этом отношении уже немало сделано. Религиозные, в том числе исламские, организации тесно сотрудничают с органами государственной власти и общественными организациями в решении как стратегических, так и локальных повседневных задач.
Во всех субъектах Российской Федерации, в том числе на муниципальном уровне, действуют общественные советы, куда обязательно входят представители религиозных общин. Представители централизованных религиозных организаций входят в Совет при Президенте Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями, в Общественную Палату Российской Федерации, достойно представляют нашу страну на различных международных форумах.
ФАДН России в рамках своей компетенции осуществляет исполнение ряда функций в области государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, связанных с профилактикой дискриминации по признаку религиозной принадлежности и экстремизма на религиозной почве, среди которых:
– осуществление государственного мониторинга в сфере межконфессиональных отношений;
– взаимодействие с религиозными организациями и межрелигиозными структурами в области образовательной и просветительской деятельности, направленное на профилактику распространения экстремизма и религиозной нетерпимости;
– поддержка участия религиозных организаций в реализации общественно значимых проектов;
– профилактика любых форм дискриминации, в том числе по признаку религиозной принадлежности;
– предупреждение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
– оказание методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в профилактике распространения религиозного экстремизма и обеспечении межконфессионального согласия;
– разработка методических и организационных рекомендаций для реализации программ повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в области государственно-конфессиональных отношений;
– участие в организации проведения научных, научно-практических и социологических исследований, а также конгрессов, конференций, семинаров и других мероприятий в сфере противодействия религиозному экстремизму.
В рамках этой деятельности ФАДН России организовано взаимодействие с централизованными религиозными организациями, в частности с Координационным центром мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), представители которого входят в состав Общественного совета при ФАДН России.
С 2015 г. ФАДН России тесно сотрудничает с централизованной религиозной организацией «Международная исламская миссия», деятельность которой направлена на осуществление социальных проектов в сфере религиозного образования и духовно-нравственного просвещения, воспитания детей и молодежи.
В рамках плановых мероприятий ФАДН России разработана памятка для российских паломников, совершающих хадж и умру (размещена на официальном сайте ФАДН России в сети Интернет и разослана в крупнейшие муфтияты страны). Наряду с рекомендациями по подготовке необходимых документов, размещению и передвижению по территории Королевства Саудовская Аравия, особое внимание уделено духовной безопасности российских мусульман. Памятка согласована и одобрена централизованными религиозными организациями мусульман.
ФАДН России активно участвует в поддержке и реализации Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, разработанного Минобрнауки и утвержденного Правительством Российской Федерации. В рамках его исполнения была создана Концепция исламского образования в России, нацеленная на приведение исламского образования в соответствие с отечественными и мировыми стандартами.
В реализации Плана участвуют 5 государственных и 7 исламских вузов, включая Булгарскую исламскую академию. Целью реализации Плана являются снижение уровня религиозного экстремизма, формирование отечественной исламской богословской школы, повышение конкурентоспособности российских исламских учебных заведений, поступательное развитие образовательного процесса в медресе и колледжах.
В его рамках ФАДН России организованы и проведены в Москве и Пятигорске курсы повышения квалификации для исламских религиозных деятелей и преподавателей исламских учебных заведений, с участием ФАДН России проведен ряд международных научно-практических конференций и семинаров-совещаний для представителей духовных управлений мусульман и муфтиятов Северного Кавказа, Красноярского края, Ямало-Ненецкого автономного округа, Оренбургской и Свердловской областей, Республики Калмыкия.
В подпрограмму 7 «Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве» государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» (далее – госпрограмма) включено мероприятие «Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама», где ответственным исполнителем является Министерство образования и науки, и мероприятие «Выполнение работ по повышению уровня методического, организационного и технического обеспечения подготовки экспертов по профилактике распространения экстремистской идеологии, экспертно-методические работы и мероприятия в области истории и культуры ислама», где ответственными исполнителями являются Санкт-Петербургский государственный университет и Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, получающие с 2017 г. финансирование по указанным мероприятиям.
Учитывая важность реализации Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама, представляется необходимым принять меры по актуализации этой работы.
В этих целях предлагается усилить взаимодействие заинтересованных органов власти на уровне субъектов и централизованных религиозных организаций мусульман по отбору молодых людей для учебы в исламских высших учебных заведениях, включая Булгарскую исламскую академию, и исламских священнослужителей для прохождения курсов повышения квалификации при светских вузах-партнерах в рамках плана мероприятий по реализации исламской программы.
Также представляется необходимым направить усилия на дегероизацию участников ваххабитского подполья с привлечением местных авторитетных религиозных деятелей, исповедующих ислам традиционного толка.
Наряду с основной задачей, связанной с противодействием распространению радикальной идеологии, необходимо обратить внимание на негативные процессы, происходящие в среде так называемого традиционного ислама. Это, прежде всего, исламизация общественной и политической жизни в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в Северокавказский федеральный округ. Идет процесс клерикализации и сужения светского пространства в республиках Северного Кавказа (Чеченская республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан). Данные тенденции происходят за счет сближения местной политической элиты с суфийским духовенством, а также прямого вхождения представителей духовенства и последователей суфизма в управленческий аппарат.
Наиболее сложной в этом отношении представляется ситуация в Дагестане, где на фоне борьбы с религиозным экстремизмом в виде различных групп ваххабитского толка произошло серьезное усиление местного муфтията с проникновением его последователей в госаппарат. По сути, произошло частичное сращивание государственного аппарата и суфийского духовенства с присутствием национального аспекта: муфтият и его сторонники, в том числе в госаппарате, в основном аварцы. На этом фоне отмечается конкуренция между религиозными течениями и братствами (вирдами и тарикатами) на Северном Кавказе, в которую оказываются вовлечены различные слои населения (в том числе представители органов власти), являющиеся мюридами религиозных лидеров.
Другим негативным моментом является отсутствие единства среди муфтиятов и духовных управлений мусульман (ДУМ) в регионах Российской Федерации. Конфликтность провоцируется активностью отдельных муфтиятов на территориях традиционного влияния других ДУМ. Имеет место конкуренция между муфтиятами, особенно на территории ряда субъектов Поволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов, а также стремление некоторых муфтиятов, в частности, муфтията Республики Дагестан, распространить свое влияние на территорию субъектов, входящих в юрисдикцию других муфтиятов, продвинуть своих представителей на лидирующие позиции в исламских общинах Севера, Сибири, Дальнего Востока.