Польша готова к визиту президента США Байдена. Местная политическая элита уже отрепетировала роли и фразы, сверила их на соответствие американским установкам. Антироссийская атмосфера максимально накалена и ждет гостя. Но властный бомонд в замешательстве, что бы еще сделать? Как впечатлить Байдена, может поразить раскрепощенностью взглядов (запрета ЛГБТ больше нет), или, наоборот, крестик надеть?
Но Дуда, президент — католик, уже все решил. Польше нужно много Америки, заявил он. Польша готовится к «крестовому походу» за земли Западной Украины, которые некоторое время были польскими. Отсюда просьба Дуды к НАТО разместить свой миротворческий контингент в Украине. Сама Польша давно услужливо предоставляет разные части своей территории в публичное пользование натовским военным. А после июньского саммита НАТО здесь и вовсе могут появиться постоянные военные базы США.
Момент для украинского похода выбран как нельзя более подходящий. Граждане Незалежной бегут в Европу (в которую, собственно, и стремились), вожделенные земли Львовской, Тернопольской, Ивано-Франковской, Волынской и Ровенской областей Украины становятся для Польши главным стимулом участия в украинской ситуации.
Но говорить об этом открыто и сейчас не вяжется с «моральным авторитетом» президента Дуды, считающего себя защитником свобод и европейских христианских ценностей. Поэтому лучшее, что может сделать лояльная общественность — забыть слова и ранние выступления президента Дуды, касающиеся насильственного возвращения украинских земель Польше: «Я призываю всех граждан Польской республики быть готовыми к борьбе за возвращение бывших польских земель, где наши соотечественники продолжают подвергаться гонениям и унижениям со стороны уже нового украинского руководства. Если современная Украина осуждает действия СССР, — а она их осуждает, то это государство должно добровольно вернуть земли Польши, принадлежащие ей до 1939 года. Мы уже проводим определенную работу по возвращению Полесья, Галиции и Волыни и нам необходима поддержка всего населения польской республики».
Ибо после таких слов, хоть папой римским клянись, никто не поверит в бескорыстную любовь поляков к Украине. Кстати о Папе Римском. Дуда откровенно позиционирует себя идейным последователем Иоанна Павла II — единственного Первосвященника из числа поляк. Оба они родом из-под Кракова, оба учились в Ягеллонском университете. Возможно, сама судьба назначила Дуду реализовать ягеллонскую идею – концепцию объединения литовских, украинских и белорусских земель в польскую империю — чем не знамение? Кровавые войны в истории развязывались и под меньшими знаками и поводами.
Поэтому на вопрос журналиста, куда Дуда совершит свой первый зарубежный визит в начале своего второго президентского срока, он заявил: «Туда, куда я объявлял. Во время дебатов я говорил, что первым иностранным визитом станет поездка в Италию — Рим и Ватикан — и я сделаю это…Также — молебен у могилы святого Иоанна Павла II, нашего Святейшего отца. Для меня это очень важное путешествие».
Дуда не случайно увязывает свою деятельность с наследием великого земляка и апеллирует к его авторитету. Роль Иоанна Павла II в политических процессах в Польше и западной Украины, безусловно, значительная. Понтифик жил своим умом, но явно прислушивался к советам другого известного поляка, политтехнолога и сотрудника ЦРУ Збигнева Бжезинского, который координировал поддержку польской «Солидарности» в США. Но свою часть миссии Иоанн Павел II видел в духовном приращении католиков Украины к Польше.
В свой последний визит в Украину Первосвященник сказал много символичных фраз, которые можно интерпретировать как призыв к объединению католиков региона, говорил о том, что нужно «дышать обоими легкими».
Слова понтифика, сказанные им во Львове в 2001 году, высечены также на польском монументе, посвященном кровавым событиям на Волыни и в Восточной Галиции. Надпись гласит: «Пусть благодаря очищению исторической памяти все будут готовы ставить выше то, что объединяет, а не то, что разделяет, чтобы вместе строить будущее».
Но есть и те, кто не верит в божий промысел намерений президента Дуды. И в качестве примера приводят созданную ещё в 2015 году в Польше организацию «Реституция кресов», основной задачей которой провозглашалось банальное возвращение земель и имущества поляк, оставшихся в Западной Украине. Однако отсутствие правовых инструментов (невозможность использовать механизм европейского суда для реституции имущества) и опасность возникновения встречных требований со стороны Германии (необходимость возврата территории Силезии, Померании и Восточной Пруссии, по итогам войны отошедшие ПНР), свернули действия Польши на этом пути.
За десятилетия свободного развития в составе Евросоюза Польша так и не достигла расцвета и богатства, поэтому вынуждена искать другой, более простой и форсированный путь обогащения. Идея воцарить очередного Лжедмитрия на соседние престолы по-прежнему соблазнительна, но мало перспективна. А вот мечом и крестом еще поработать можно.
Взять, что плохо лежит – святое для поляков. А сейчас в Украине плохо лежит сама власть. Говорят, что целями крестоносцев тоже было не освобождение Иерусалима, а обогащение. Что тут сказать про Польшу, которая рвется наступить на исторические грабли.
Решение призвать силы небесные и силы натовские для захвата украинских земель пришло в голову польской власти не сейчас. Более 100 тысяч граждан Украины, в основном выходцы с Волыни и Галичины окончили польские вузы и готовы к реализации плана объединения. С 1993 года Польша финансирует и активно организует экскурсии в западную Украину польской молодежи, дабы та познакомилась с бывшими польскими территориями. Особенно много мероприятий проводится во Львове. И это не считая активного привлечения польского бизнеса к инвестициям в экономику западной Украины. Ну и конечно, религия.
Да простит меня Бог, но реванш католицизма в Западной Украине выглядит как эпизод из книги Ильфа и Петрова. Сцена, где паны-католики обходят понравившийся им автомобиль и потому начинают «охмурять» отколовшегося от лона церкви римско-католика Козлевича сильно напоминает попытку католической церкви объединить, пусть и на основе религии, запад Украины с Польшей.
Ведь как не крути, Польша – конечный бенефициар этой украинской истории. Но своим призывом разместить натовский контингент миротворцев в Украине, Дуда вряд ли обхитрит Запад. Байден, как и известный персонаж Остап Бендер из вышеупомянутой книги, сам склонен к обману и шантажу. Идти на ядерные риски ради меркантильного интереса Варшавы НАТО точно не захочет.
Но, вероятно, Дуда попросит разрешения, чтобы расквартированные в Польше 10 тысяч американских, британских, румынских, хорватских солдат сняли НАТОвское, надели польские шинельки и пошли отвоевывать для Польши земли Украины.
Поэтому не важно, что во время визита Байдена Дуда ему скажет: «Польше и Европе нужно больше Америки, как в военном, так и в экономическом измерениях». Важно не то, что скажет президент Дуда, а то, что ответит президент Байден.