Настойчивые призывы России остановить гонку вооружений в мире наталкиваются на столь мощное противостояние, что впору восстанавливать «железный занавес», перекрывая поток информационных волн, накатывающихся на сознание россиян. Пополняя террористические группировки, обманутые рекрутанты со временем приходят к горьким выводам, объективно оценивая роль экстремистских организаций. Да, путь домой одурманенных псевдорелигиозными идеями людей оказался нелегким. А иные и вовсе остались лежать в чужой земле, так и не увидев родного очага, семью, близких. Горькая истина остается насущной проблемой и сегодня.
Так как же государственным, общественным институтам строить отношения с той частью молодежи, что остается не охваченной властью, институтами гражданского общества? Свою точку зрения высказывает заместитель председателя Комиссии по обеспечению общественного контроля и осуществлению экспертной деятельности Общественной палаты РД Тагир МАГОМЕДОВ.
— Тагир Ахмедович, что, по-вашему мнению, в свое время подтолкнуло молодежь к противоправной деятельности? Только ли то, что мы отказались от идеологии, результатом чего крен в сознании подрастающего поколения оказался мощным стимулятором для его фактического одурманивания, пополнения экстремистских организаций как внутри республики, так и за рубежом, в частности, запрещенной в нашей стране ИГИЛ?
— Проблему эту, тяжелую, нанесшую нашей стране, республике значительный урон, угрожающую и сегодня целостности устоев российской государственности, можно рассматривать как центральную, поскольку мы говорим о преемственности поколений, сохранении традиций, устоев в истории многонациональной, многоконфессиональной страны, республики. Идеологический вакуум, отказ от верховенства закона породили в свое время в нашей стране невиданный вал преступности, как следствие — коррупцию, и создали тот самый негативный фон, токсичную среду в первую очередь для молодежи, что и ввергло ее в пучину информационных войн. Идеология — это ведь не только политическая составляющая нашего государства, но и ее атрибуты, того же самого соцреализма, кстати, создавшего бесценный пласт многообразия культур, прозы, поэзии, театра, литературы, вошедших в мировую сокровищницу. Этим можно гордиться, возводя в ранг государственности новой России.
К сожалению, в результате непродуманности экономической политики псевдореформаторов мы разрушили не только мощную централизованную экономику, но и утеряли те духовно-нравственные скрепы, что лежали в основе государственной политики, пропагандирующие ценности, призывающие к миру, добру, справедливости. И если вы, например, захотите прочесть «Кодекс строителя коммунизма», то убедитесь в том, что по стилистике он совпадает с призывами мировых религий всех стран и народов. Это я к тому, что за сравнительно короткий промежуток времени наша страна оказалась в иной формации, являвшейся для нас чуждой, противоречащей прежним идеологическим представлениям.
Понятное дело, для молодежи, враз оказавшейся в духовном безвременьи, это было настоящим потрясением. Тогда-то и произошел тот самый идеологический перелом, в корне изменивший жизнь молодежи, для которой существовала гарантированная возможность получить бесплатное образование, направление на работу после окончания вуза, жилье, здравоохранение. Но самое страшное оказалось даже не это, а то, что молодое государство оказалось не готовым к тому, чтобы объяснить своим гражданам, что мы строим и куда идем. Духовно-нравственные ценности носили размытый, декларативный характер, пропагандируя скорее оторванность от традиционных ценностей, содержащих свод знаний, основанных на истории многовекового государства. Вот тогда-то и появились соросовские учебники, поставившие с ног на голову важнейшие исторические даты, трактовавшие богатейшую историю с точки зрения западных источников, подвергнувших сомнению итоги Великой Отечественной войны. Да много чего было исковеркано при создании ложных представлений и выводов.
— Многие эксперты убеждены, что борьба с экстремизмом, терроризмом должна основываться на национальной идее традиционного государства.
— Это главное, что может изменить сознание не только молодого поколения, но и всех граждан нашей страны. И требует серьезной оценки сути национальной идеи многонационального, многоконфессионального государства в российском обществе. Молодежь же как стратегический ресурс должна находиться не только под надзором ока государева, но и нас, общественников, которые и должны стать мостом между властью и обществом. Так считают многие мои коллеги, увеличивая социально ориентированные организации.
Другим немаловажным фактором остается профилактика антитеррора, самого действенного механизма. И заниматься этим необходимо не грубыми методами, а осторожно, исподволь, чтобы не оттолкнуть от себя молодежь, а втягивая ее в общественно значимые акции, популяризируя традиции и обычаи своего села, района, рассказывая об уважаемых людях, о тех, кто прославился добрыми делами, незапятнанной репутацией. Чаще пропагандировать подвиги тех, кто борется с экстремизмом, терроризмом. Героизация подвига — это неотъемлемая часть пропаганды патриотизма в новейшей истории.
Еще о чем бы хотел сказать. Сегодня фигура учителя скорее политическая, чем просто образовательная. То есть он должен иметь четкое представление, какие истины должен вкладывать в детские души, о чем говорить со своими питомцами, чтобы научить их ориентироваться в сложном мире, уметь вести политический диалог, общаясь с ровесниками, чья жизнь пошла под откос, родители которых живут обособленной жизнью. И меня беспокоит, что многие педагоги далеки от анализа новейшей истории. Как мне кажется, необходим некий всеобуч, чтобы они имели представление о том, что происходит в мире, и умели доходчиво объяснять природу экстремизма, терроризма, отстаивать интересы государственности.
В свою очередь общественники в своей деятельности должны руководствоваться проектной деятельностью, направленной на конкретную работу со школами, вузами. Надо чаще встречаться со школьниками, студентами, чтобы мониторить возможный градус накала, быть уверенным в том, что молодежь – надежный штурвал будущего Дагестана. Вместе с тем республике стоит задуматься над тем, чтобы социальные лифты ускоренно заработали, чтобы появлялись рабочие места, а выпускники вузов могли реализовать себя в избранной специальности. В муниципалитетах, где сельская молодежь зачастую остается предоставленной самой себе, особенно непросто разобраться в ее настроениях. И в этом случае необходима помощь государства в решении социальных проблем, развитии фермерских молодежных хозяйств, грантовой деятельности, выдачи кредитов на льготных условиях.
— Так как же, по-вашему, должен формироваться образ человека и гражданина в условиях информационных войн, обработки сознания молодого поколения?
— Вопросы эти не дают покоя каждому из нас, тем, кто несет ответственность за будущее республики. Одной из спасительных технологий считаю разработку специальных программ по возрождению национальной самобытности. И они есть. Миннац, Минкульт республики занимаются этим. Но это не должно оставаться только проблемой данных ведомств. А стать основой долгосрочной программы, начиная со школы, господдержки педагогов, обучающих родному языку, пропаганды традиций, обычаев, устоев древнего Дагестана с сильной корневой основой, историей, богатой событиями. Вот и институты материнства и отцовства надо поддерживать не только Союзу женщин республики. Госинституты необходимо активно подключать к работе, от которой зависит, какой будет наша республика через двадцать-тридцать лет – отсталым, дотационным регионом или если не инновационным, то по крайней мере самодостаточным.
Я уверен, что, объединив усилия, мы справимся с вопросами терроризма и экстремизма. Эта работа должна распространяться и на СМИ, от которых зависит, насколько они будируют настроения в молодежной среде, провоцируя или призывая к диалогу разных людей, для которых важно не только услышать собеседника, мыслящего иначе, но и получить добрый совет, ощутить участие в конкретной судьбе человека.
Автор: Айшат Тажудинова
dagpravda.ru