В чем особенности экстремизма на Кавказе, какая маркировка отсвечивает во внешнем облике современного борца за «чистый» ислам? Кто стоит за «спящими ячейками», погруженными в мир, выкрашенный тяжелым черным цветом войны? И где та правда, что уравновешивает крайние точки зрения?
Все эти вопросы бурно обсуждаются экспертным сообществом, аналитиками в попытке поиска новых смыслов, идеологем, способных противостоять, нет, не религии, но радикальным течениям, приобретающим четко выраженный исламский окрас, под личиной которого по всему миру распространяются идеологические войны. И в этой жесточайшей атаке, в попытке завладеть мировым сообществом, осуществляя захватнические войны, самым слабым звеном оказывается молодое поколение, подвергающееся зомбированию сознания в интернет-пространстве, прямому насилию со стороны пришлых дервишей, теми, кому на руку разобщенный Кавказ, чья многовековая история сплетена словно вековое дерево могучей кроной. И может быть, поэтому тема противодействия идеологии терроризма в молодежной среде столь востребована, ее обсуждают, к ней обратились в рамках Всероссийской научно-практической конференции организаторы – Минмолодежи республики, ДГУНХ, собрав не только вузовскую молодежь, но и всех тех, кто так или иначе причастен к вопросам молодежной политики внутри республики, правоохранительные структуры.
Среди тех, кто напрямую занимается проблемами противодействия экстремизму, терроризму, как дагестанские, так и московские эксперты, врио советника Главы РД, ответственный секретарь экспертного совета при АТК в РД Камиль Ланда, и. о. министра по делам молодежи республики Камил Саидов, профессор ДГУ Мустафа Билалов. Каждый из них озабочен состоянием дел в молодежной среде и точно знает, какие рецепты необходимы для тех, кто страдает тяжелым недугом. О чем же говорили ученые, аналитики с молодыми людьми? Конечно же, о том, что стоит избегать роковых шагов, которые могут привести к бесславному концу.
Отеческим можно было назвать обращение президента Дагестанского государственного университета народного хозяйства Гамида Бучаева к молодежи. Он говорил со своими питомцами не гладким научным языком, изобиловавшим специальными терминами, а простым, ясным, доступным слогом, открывая перед ними душу, искренне переживая за тех, кого сегодня называют будущим Дагестана. «Вы должны прислушиваться к тому, о чем с вами говорят отец, мать, и молиться Всевышнему, прося у него мира на земле, необходимого каждому из нас. Важно, чтобы вы не совершали поступков, за которыми пустота, пропасть, а еще бесконечный страх за жизнь. Каждый из вас должен жить в согласии с собой и думать о том, как стать настоящим профессионалом в избранном деле, достичь вершин в учебе, работе.
Кто эти люди, что взорвали мечеть в Египте, задался вопросом Г. Бучаев? Почему дагестанские девушки оказались причастными к взрыву автобуса в одном из российских городов? И кто оказался причастен к тому, что дагестанцы семьями выезжали в Сирию, погибая там за лжеистины лжепророков? Все эти вопросы он адресовал собравшимся студентам, призывая задуматься о своей роли в жизни общества, семьи, рода, традиционно славившихся преданностью устоям, не приемлющих насилия, жестокости, зла.
Рефреном прозвучало выступление К. Ланды, поднявшего перед студенческой аудиторией такие важные вопросы, как ответственность перед Родиной. — Сегодня терроризм вырос в одну из глобальных проблем в современной России, и нам необходимо говорить о роли как государственных, правовых, так и институтов гражданского общества в противодействии экстремизму, террору, профилактике на всех уровнях власти этого смертоносного явления. В нашей республике созданы АТК, оперативные штабы на местах, но всего этого недостаточно, пока с экстремизмом, террором мы не будем бороться всем миром. Иначе какие мы патриоты, граждане своей страны? Формирование гражданской позиции, — уверен К. Ланда, — должно лежать в основе воспитания молодого поколения, поскольку в стремительно меняющемся мире появляются все более совершенные виды террористических войн, переходящих в информационные, более действенные, влияющие на человеческое сознание. И в этом случае необходимо избегать интернет-влияния, чтобы не оказаться под воздействием невидимых черных вербовщиков, не попасть в зависимость от них.
Конкретные факты, а их было приведено немало, послужили основой выступления заместителя начальника полиции МВД РД Ахмеда Кулиева, напомнившего сложные для основной массы населения времена начала 90-х, когда международный терроризм, не имеющий ничего общего с религией, выступал под зелеными знаменами ислама. Тогда эта борьба носила односторонний характер, а противодействием экстремизму занимались только правоохранительные органы, что со временем усугубило ситуацию. Сегодня иные подходы к борьбе с терроризмом. И дагестанцы занимают единую позицию в этой непримиримой борьбе. Но задача усложняется тем, что видоизмененные подходы к ведению различных методов войны приобретают все более массовый характер, и в этом случае не каждый молодой человек может разобраться в том, что происходит в окружающем мире.
Мнение экспертов, рассматривающих практику распространения идеологии экстремизма, терроризма, исходя из аналитических мониторингов природы этих явлений, предполагало более глубокое освещение этой проблематики. Московский эксперт Ахмет Ярлыкапов убежден, что для распространения экстремизма создается благодатная почва, на которой стремительно прорастают общественные группы, созданные из числа лиц со скрытыми запросами. Причин для протестных настроений сколько угодно — коррупция, клановость, отсутствие социальных лифтов для молодежи, неудачи постсоветской демократии и, как следствие, дискредитация постперестроечной власти. Все это в комплексе и создало ту плотную дымовую завесу, из-за которой невозможно разглядеть конечную цель промежуточному поколению, лишенному идеалов, духовно-нравственных ориентиров.
Части молодежи, оказавшейся в духовном вакууме, много лет упорно внушалось, что в существующей среде невозможно достичь карьерного роста, материального благополучия. Это со временем привело к тому, что радикальный ислам оказался страшилкой, способствовавшей невероятной популярности запрещенной в нашей стране организации ИГИЛ. Превращая ислам в инструмент политической борьбы, западные идеологи и сегодня убеждают российскую молодежь в том, что добиться социальной справедливости путем легальной политической борьбы невозможно, и предлагают другой путь – вооруженной борьбы.
Что же можно этому противопоставить? Только евразийские ценности, убежден профессор ДГУ Мустафа Билалов, должны лечь в основу государственной политики в противовес западным универсальным либеральным ценностям, в основе которых лежат стяжательство, корыстолюбие, индивидуализм, противостояние ислама и христианства, когда проблема диалога мировоззрений превращается в проблему повсеместного толерантного сосуществования с людьми противоположной микроорганизации, провал самой идеи мультикультурного общества.
Не менее интересен и другой взгляд со стороны, продемонстрированный ученым из Крыма Канахом Аммаром, отметившим, что в последнее время наблюдаются глобальные изменения в геополитической системе, международных отношениях, нарастание уровня враждебности, обострение политических и военных конфликтов. И Ближний Восток, как и всегда, остается театром геополитических действий и боевых столкновений. Вот и сегодня одной из главных угроз цивилизации является религиозный террор, который представлен в организациях исламского экстремизма, терроризма. И если раньше они угрожали какому-то государству, то в настоящее время они могут дестабилизировать целые регионы, реализуя свои интересы и интересы международных и региональных субъектов.
Что немаловажно, участники Всероссийской научно-практической конференции не только поднимали проблематику экстремизма, терроризма, но и предлагали конкретные шаги по минимизации этих явлений, их выявлению, профилактике.
Автор: Айшат Тажудинова
dagpravda.ru