Удар был нанесен не в спину, а в самое сердце, в последний день Масленицы, в Прощеное воскресенье, когда люди ходят друг к другу в гости, встречаются на улице и обязательно просят прощение у каждого, кому могли причинить обиду.
В этот день 22-летний Халил Халилов в упор из охотничьего ружья расстрелял пять человек. Еще несколько оказались в больнице в тяжелом состоянии. Циничный теракт вызвал противоречивые чувства – горечи и гнева, растерянности и обиды, разочарования и ожесточения.
Последние четыре года республика жила спокойной жизнью. Казалось, ушли в прошлое теракты, локальные войны. И мы поверили в то, что можем жить без войн и материнских слез за погибших сыновей и дочерей. Казалось нереальным, что вот так, исподтишка, снова можно совершить преступление, которому нет прощения. Но у террора нет срока давности, его неприглядный облик, видоизменяясь, превращает, как в страшном сне, ангела в сатану, человека в нелюдя, с легкостью расстреливающего безоружных женщин. Кто же он, этот перевертыш? С каким лицом он жил, спал, ел, общался с отцом, матерью?
Заглянуть бы в его заблудшую душу, нечаянно попавшую в западню вербовщиков, лжепророков, для которых существует только один бог – с ликом дьявола. Но это не бог, это сатана, он рядит в одеяния людей, не знающих пощады, несущих зло и насилие. Что может быть страшнее этого? Забытье, овладевающее покорными рабами… Не это ли мечта нацистов нового поколения? Это ведь они, идеологи фашизма, в далекие сороковые прошлого века породили трансформеров, мечтающих управлять миром с помощью недочеловеков. Да, у них оказались примерные ученики. Взяв в руки божье знамя, безликие, бездуховные, они словно позабыли, что любая религия учит прощать, а не мстить, понимать, а не убеждать, вступать в диалог, а не открещиваться мнимыми истинами.
Как и всегда, смертельный удар был нанесен неожиданно, из-за угла. Да, это сегодня, по оперативным данным, «кизлярский стрелок» был давно замечен в пособничестве ИГИЛ, о чем свидетельствует содержимое телефонных переговоров, позволяющее предполагать его связь с террористической организацией. Так что же помешало взять в разработку эту версию, вычислить и арестовать его, пока он не натворил бед? Вопросов много, ответа нет. Да, поднялся громкий скандал, ведь, как ни крути, это не просто теракт, а намеренное, подгаданное под православный праздник резонансное преступление, что может вызвать возмущение со стороны официальной церкви. Подтекст теракта очевиден, он и был рассчитан на возмущение толпы. Значит, в очередной раз мы проиграли более сильному, предусмотрительному противнику, продемострировавшему гибкость, холодный расчет, невероятную жестокость. Очевидно, в этой войне вообще нет никаких ограничений. Нет жалости, уважения к мужеству того, на чьей стороне ты воюешь. Нет желания разобраться в том, прав ли ты, уничтожая мирное население, женщин, стариков и детей. Только жажда наживы, желание покорить и напугать мир кровожадностью.
Но ведь мы живем в просвещенном двадцать первом веке, в цивилизации, достигшей невиданных высот не только в выпуске модернизированного оружия, но и технологий, позволяющих добиваться фантастического научно-технического прогресса. Да вот только не всем на пользу идут наука, ее открытия. И современные коммуникативные средства используются как реактивное средство воздействия на психику, превращая людей в легко управляемых зомби. Что же может стать панацеей от страшного недуга? Специальные программы, контрнарративы, выпущенные словно стрела из тетивы и достигающие цели?
Это и точечная работа с той частью молодежи, что оказалась вне поля зрения общественных институтов, живущая обособленной, скрытой жизнью, обиженная на весь мир оттого, что не нашла своего места в жизни, не сумела реализовать себя ни в бизнесе, ни в карьере. Таких немало. И каждый из них нуждается в присмотре, чтобы не совершать роковых ошибок, не покончить с жизнью счеты легко, бездумно, не задумываясь о том, как она прекрасна, как много в ней интересного, сколько радужных красок вокруг тебя, только нужно разглядеть в малом большое, в обычном – неповторимое, в однообразном – увлекательное.
Все это должно прививаться с момента рождения родителями, близкими, старшими, прожившими жизнь и знающими ей цену. Это должно прививаться педагогами в школе, в которой учат не только читать и писать, но и воспитывают, и не просто человека, а гражданина. Нам жаль этого парня. «Кизлярскому стрелку», оказавшемуся втянутым в бандподполье, ту самую «спящую» ячейку, ждущую своего часа, чтобы поразить всех невиданным преступлением, было страшно. Пусть даже и зомбированный, он понимал, что ему придется убивать живых людей. И мы не поверим в то, что это было так просто сделать. О чем же он думал в последние мгновенья жизни? У кого просил прошения? У матери, отца, младшей сестренки или брата, живущих с этого мгновения со страшным грузом семьи, которой нет прощения. Если же проводить исторические параллели, то можно вспомнить, что в Дагестане во все времена за проступки отвечал не только совершивший преступление, а вся его семья, весь род. Такие семьи выдворяли из села, изгоняя с позором, проклиная, чтобы никто не повторил подобное. И это было мудрое решение джамаата, общественного суда, которого боялись не меньше, чем высшего.
Да, время диктует свои законы. И дагестанцы живут в условиях современного мира. Но на словах придерживаясь родовых законов, они все дальше отходят от исконного, традиционного. Для них мир не ограничивается селом, районом, городом. Они кочуют по миру, незаметно превращаясь в опосредованное существо, землянина без корневой основы. Они безлики, они словно тень, их так трудно распознать в толпе. И этим они страшны.
Как нам кажется, чтобы сохранить свою идентичность, традиционность, мы должны быть прозорливее, мудрее своих врагов, не отдавая им на откуп новые поколения, не позволяя разрушить саклю, погасить огонь в очаге…
Автор: Айшат Тажудинова
dagpravda.ru