Все более обостряющиеся проблемы экстремизма, терроризма заставляют обращать взор к истокам радикальных течений, являющихся главным инструментом в борьбе за господство и влияние на европейский, западный политический истеблишмент.
Методично вовлекая молодое поколение в фундаментализм, ближневосточные и западные идеологи делают ставку не только на рекрутируемых потенциальных джихадистов, но и на интернет-технологии – один из самых действенных по силе, напору на мозги неподготовленного сознания способов, проецируя агрессию, жестокость в отношении «неверных», разделяя мир на «своих» и «чужих».
Насколько эффективно интернет-зомбирование, можно судить по плотному кольцу молодых приверженцев запрещенной в нашей стране экстремистской организации ИГИЛ, готовых к бездумной смерти во имя призрачных идеалов лжепророков.
Что и говорить, есть в этих сомнительных сентенциях определенная опасная воинствующая романтика для молодого поколения и тех, кто в тревожные, подчас сумбурные времена нового века так и не нашел применения своим силам, затерялся среди толпы одиноких, не приспособленных к жизни людей.
В этой взрывоопасной ситуации легче всего, опустив руки, ощетинившись, ссылаться на несправедливость, социальное неравенство в обществе. Но разве путь к самосовершенствованию, достижению цели когда-нибудь был легок? Наверное, стоит напомнить каждому, кто находится в начале пути: чтобы что-то получить, надо честно заработать, идет ли речь о карьере или о бизнесе, деловом мире.
Что же должно стать стержневой линией в профилактике сложного, не всегда понятного явления, что выходит за рамки человеческого понимания, когда рядом с незрелыми юнцами оказываются вполне сложившиеся люди, попавшие в питательную смертоносную среду, где с первобытной жестокостью уничтожаются люди только за то, что иначе думают, иначе веруют? Разве может это быть привлекательной идеей для нормального человека, воспитанного на гуманных идеалах?
Да, предстоит серьезный, ответственный разговор о создании целостной системы безопасности, правовом аспекте в подходах к сложной, многообразной теме, не терпящей однозначных формулировок, пустых слов. Надо признать, что угроза терроризма остается проблемой всего мирового сообщества. И вредоносность экстремистских сайтов, групп в соцсетях, призывающих к открытому противостоянию власти, обществу, пренебрегающих общечеловеческими, гуманистическими ценностями, – отнюдь не обычная «страшилка». Вне всяких сомнений, подобные, как правило, закамуфлированные коммуникационные сети формируют групповое, отвлеченное мышление, отдаляя молодое поколение от реальной жизни. И только профилактика таких системных явлений позволит власти определить направленность молодежи к запросам общества. Но работа эта должна вестись аккуратно, не задевая взглядов, может быть, расходящихся с официальной точкой зрения.
Что необходимо отметить, так это готовность к непростому диалогу власти с «неприсоединившимися» священнослужителями, пропагандирующими неприятие насилия, проявляющими готовность к прямому общению с «другими» мусульманами, разъясняя, что ни одна религия не приемлет насилия и жестокости, она толерантна и готова стать мостом мира между различными конфессиями. И та же демонстрация молодежи актов насилия, в том числе, например, в Бесланской школе, показательной хроники ИГИЛ, иной раз сильнее всякой пропаганды.
Ни у кого не вызывает сомнений, что необходимо спасать молодое поколение от роковых ошибок, многоголосия экстремизма, манипулирующего сознанием молодежи и втягивающего ее в ирреальный мир беспросветности, гибели за идеи лжепророков. Только предупредив возможное насилие, можно остановить смертоносную эпидемию по всему миру.
Согласитесь, что религия как часть общественного сознания все же не должна навязывать свои представления кому бы то ни было, разделять умму, например, на ваххабитов, салафитов. В этом убеждено большинство экспертов. Но она, религия, должна во все времена оставаться милосердной, всепонимающей, гуманной, принимающей человека таким, каков он есть, в противовес экстремистским течениям, не допускающим знака равенства между реакционным и традиционным исламом.
Но очевидно и другое: сегодня религия выступает как один из инструментов политической борьбы в мире. И ислам в войне миров позиционируется как один из самых реакционных. У него, ислама, уже сложившаяся устойчивая репутация религии не мира, а войны, не примирения и согласия, а противопоставления, навязывания чуждых идеологических взглядов. А еще – внушение страха и ужаса перед европейцами, в сознании которых сформировался устойчивый образ террориста, готового к неповиновению, безжалостному уничтожению мирного населения.
Сегодня практически невозможно, трудно дать четкое определение стандартов современного человека. Мозаичное сознание гражданина мира трансформируется в информационных порталах чуть ли не ежеминутно, переливаясь различными оттенками обескровленной, обезличенной психологии, превращая мир в Вавилон, смешение рас, вероисповеданий, культур. И уже кажется,что противоборство различных систем, религиозных течений, поставленных во главу угла нового мира, и есть то главное противоречие, что сегодня определяет всеобщее мироустройство и одновременно подводит его к краху сознания.
Спрашиваю себя: можно ли в условиях все более усугубляющегося информационного противоборства противостоять навязыванию той или иной политической, религиозной идеологемы, общественных институтов, утверждающихся как наиболее совершенная формула существования человечества. Или все же человек мыслящий должен сам для себя решить, в каком обществе ему жить комфортнее.
Сегодня политологи бьются над поиском национальной идеи. Да ее и не надо искать, она рядом и проверена временем. Это духовно-нравственные идеалы, это искусство и духовное наследие культуры всех народов страны, это фильмы, пробуждающие в душе высокие, а не низменные чувства
Палитра субкультур, историческая мешанина, вдалбливаемая поколению нового века, не прибавляет чувства уверенности в том, что в попытке удержаться в традиционном, привычном мире без осознания своего места в новом, нарождающемся сообществе, предупреждающем тебя о готовности существовать в едином цивилизационном клубке страстей, невозможно избежать роковых ошибок.
И в этой вакханалии страстей, чувств, жестокого расчета трудно избежать мировоззренческого вакуума, отделяющего тебя от главного, что содержится в основе твоей идентичности, сложившегося мышления, генного кода, основанного на ценностях, нет, не европейских, а тех, что заложены в твоем подсознании, управляющем твоими чувствами, мыслями, сохраняя и оберегая твою душу от другого восприятия, того же, допустим, расового превосходства, не свойственного российскому народу.
Вспомним, тем же вольным обществам в Дагестане, жившим по кодексу чести и признававшим знак равенства между людьми, кто бы они ни были, претило унижение одного народа другим. Если же обратиться к доперестроечной идеологии, то именно в этот исторический промежуток сформировалась устойчивая система неприятия к проявлениям ксенофобии, превосходства одной нации над другой.
боевик.jpg
И, наверное, поэтому современные политологи все чаще устремляют свои взоры на прежний опыт, пробуждая в поколении нового века патриотизм, любовь к Родине, верность лучшим традициям, основываясь на прежних представлениях, вновь и вновь обращаясь к общегражданской идентичности «советский человек».
Впрочем, первым эту мысль развил Президент РФ В. Путин, не видя в этом ничего предосудительного. А что, может, действительно не стоит опасаться своего прошлого, истории, опираясь на то ценное, что сформировало человека с четкой гражданской позицией, в то время как сегодня политологи бьются над национальной идеей, истоптав немало башмаков в ее поиске. Да ее и не надо искать, она рядом и проверена временем. Это духовно-нравственные идеалы, это искусство и духовное наследие культуры всех народов страны, это фильмы, пробуждающие в душе высокие, а не низменные чувства. Это духовно-нравственное наследие может перевернуть человеческую душу силой искусства, таланта, раскрывающими то светлое, что спрятано глубоко в душе и что надо вынуть из нее, чтобы обрести настоящее, что возвышает, совершенствует человеческую природу.
Все так. Но сегодня вольно или невольно, иной раз подменяя одни духовные ценности другими, мы создаем условия для раздвоения сознания молодого поколения, оказавшегося вовлеченным в псевдорелигиозную риторику, создающую основу для протестных настроений, ухода в ИГИЛ. Значит, пришло время твердых решений и поиска истины, для которой нет преград. На то она и истина.