Поднимая на страницах «Дагестанской правды» острую, болезненную тему терроризма, экстремизма, газета пытается разобраться в природе этих явлений, их живучести, последовательности действий тех, кто оказался в зависимости от внешних и внутренних интервентов, ведущих разрушительную войну без применения силы. В последнее время фронт боевых действий перемещается в виртуальное пространство. И снизив накал терактов, вербовщики запрещенной в нашей стране организации ИГИЛ ведут наступательную войну в информационном пространстве, применяя все более совершенные технологии обработки сознания.
Что можно этому противопоставить? Какие доводы прозвучат более убедительно, чтобы, переломив сложившуюся ситуацию, можно было бы свести до минимума угрозу от тех, кто попал в прямую зависимость от интернет-вербовщиков? Эти вопросы волнуют каждого, кто осознает, чем чревато забвение своих корней, идентичности. Об этой востребованной временем проблеме наш корреспондент беседует с доктором философских наук, профессором ДГУ Мухтаром Яхьяевым.
— Хотелось бы затронуть такую важную тему, как идеологическая составляющая запрещенного «Исламского государства». Можно ли в ответ на фундаментальную, тщательно продуманную идеологию, постренную на психологии обделенного жизнью человека, одними увещеваниями наставить заблудшего на путь истинный? Не пора ли создавать более совершенные, чем у наших противников, идеологемы, способные противостоять натиску борьбы за «чистый» ислам? Готова ли власть к этому? Существуют ли для этого опережающие идеологические конструкции?
— Об истоках и причинах пагубности деидеологизации я уже не раз говорил, в том числе и на страницах вашего издания. Поэтому не стоит повторяться. Скажу только, что и у того явления, что так легковесно многими называется «исламским государством», на самом деле нет своей идеологии, хотя некоторые исследователи в качестве таковой называют ислам радикального толка. Сами же теоретики «исламского государства», не соглашаясь с этим, указывают исключительно на идею всемирного халифата как на идеологическую основу, которая действенно используется ими для повышения религиозной мотивации своих боевиков.
Идеологическая привлекательность халифата для разного рода вождей-вдохновителей терроризма связана с возможностями ее тенденциозной трактовки и использования превращенной идеи в сакральное обоснование террористической деятельности. Хотим мы того или нет, но вынуждены признать, что теоретикам терроризма сегодня удалось адаптировать идею халифата к своим интересам и представить ее перед множеством мусульман по всему миру как борьбу за подлинный ислам и его ценности. Идеологические превращения халифата, произведенные вдохновителями терроризма, уже привели к тому, что одни мусульмане, называющие себя приверженцами «чистого» ислама, объявили врагами ислама и уничтожают других мусульман, не так молящихся, не так постящихся, не так одевающихся и прочее.
Подлинный халифат последователей ортодоксального ислама является единственно ясным политическим воплощением мусульманской уммы, в рамках которого происходит мистический процесс общечеловеческого, группового и личностного жизненного смыслообразования. Это по сути стержневой исламский проект якобы справедливого обустройства общества и государства, проект движения к такой цивилизации, в которой, как указывают многие исламские авторитеты, все направлено «на сохранение души, разума, чести, религии и имущества людей, проявление уважения к людям, поощрение высоких нравов и принципов». В такой цивилизации, по их мнению, хватит места как для мусульман, так и для христиан, иудеев, буддистов, социалистов, атеистов, либералов, левых и других. «Никто не должен чувствовать в этой цивилизации, что он ущемлен или что на него оказывается давление. Тот же, кто не намерен участвовать в исламском проекте и не примет его, не будет насильно введен в него, ибо исламский проект несет в себе милость и милосердие». Не правда ли, демократично, гуманно и последовательно?
Но даже непосвященному, попытавшемуся проанализировать природу джихада, становится ясным, что вожди-вдохновители терроризма, представляя свою террористическую деятельность как борьбу за халифат и защиту интересов всех мусульман мира, в действительности всего лишь воюют за безраздельную власть и обладание материальными ресурсами, которыми богат Ближневосточный регион. Потому-то так важно нашим соотечественникам не попадать в вербовочные сети террористов, чтобы не оказаться разменной монетой в чужой игре.
— Можно ли утверждать, что в нашей республике ситуация относительно стабильная, здесь нет реальных очагов, которые могут вызвать напряженность?
— Я вижу, что власть предпринимает определенные шаги, усиливается мотивация молодежи к учебе, карьерному росту. А это хороший знак. Другое дело, что не стоит убаюкивать себя относительно спокойной статистикой. Враг не дремлет. У него огромные ресурсы для ведения любых войн, как боевых, так и виртуальных. Он изобретателен. В его стане немало приспешников, желающих угодить своим хозяевам. Но и мы не дремлем и становимся сильнее, увереннее в своих силах. И у нас немало союзников, тех, кто понимает, что завоевательные войны – тупиковый путь. Но, как известно, хроническое заболевание даже при успешном лечении дает рецидивы. И одними уговорами не заставишь иначе жить и думать тех, кто попал в зависимость от интернет-вербовщиков, скрытых за закрытыми порталами, целенаправленно обрабатывающих сознание молодежи, использующих для этого всевозможные средства, ссылаясь на социальную несправедливость, стагнационную экономику, отсутствие социальных лифтов, коррупцию.
Этот привычный набор эффективен для той части молодежи, что осталась оторванной от своих ровесников, успешно реализующих себя в учебе, ощущающих себя неотъемлемой частью общественной жизни. Значит, необходимы опережающие технологии. Ведь на самом деле никакая экономика, тем более политика не справятся с внутренней нестабильностью любого, даже самого успешного региона, если не будет создан эффективный инструмент по противодействию экстремизму, терроризму, в том числе в виртуальном пространстве. Пока же эксперты констатируют, что невидимые идеологи экстремизма, террора гиперактивны, вбрасывая в интернет-порталы все новые и новые технологии обработки сознания. Профессионально сделанные, они наносят вред любому государству, мечтая о безраздельной власти, покорении мира. И поэтому борьба с террором – забота всех и каждого.
Автор: Айшат Тажудинова
dagpravda.ru