25 лет назад Дагестан столкнулся с неожиданным вторжением международных бандформирований. Седьмого августа подразделения так называемой «Исламской миротворческой бригады» (организация признана террористической) под командованием Шамиля Басаева и араба Хаттаба численностью до 1,5 тысячи человек беспрепятственно вошли в Цумадинский и Ботлихский районы и захватили ряд населенных пунктов.
Нападение было успешно отражено, но произошедшее остается поводом для гордости и сплочения дагестанцев. Тяжелое время в жизни республики продемонстрировало их лучшие качества: патриотизм, мужество, стойкость, смелость и готовность к самопожертвованию. Дагестанцы отстояли не только свою республику, но и всю Россию.
В результате совместных действий сил правопорядка и народного ополчения отряды боевиков в Ботлихском, Цумадинском, а также в Шамильском, Казбековском районах были разгромлены и отброшены за пределы Дагестана.
Пятого сентября боевики Хаттаба и Басаева предприняли новую попытку вторжения в Дагестан, на этот раз в Новолакский район. Но уже к 14 сентября крупномасштабная войсковая операция федеральных сил завершилась разгромом боевиков. Боевые действия были перенесены на территорию так называемой Ичкерии.
Редакция сайта «Работаем, Брат!» провела в Агентстве печати и информации Дагестана в честь этой знаменательной даты провели встречу с ополченцами, свидетелями и участниками событий 25-летней давности.
Гости встречи в беседе с журналистами рассказали, когда и где их настигла новость о том, что на Дагестан напали боевики. Все кто помнит те события говорили о сплоченности дагестанского народа перед лицом врага.
«Помощь прибывала из других районов и интербригада из Махачкалы. Не говорю уже о самоотверженности женщин. Слова «народ и армия – едины» отразились именно в этот период. Боевики увидели, как горские женщины давали солдатам, ополченцам хинкал с мясом, а врагу свинец», — вспоминает Aслудин Магомедов — ополченец, полковник полиции в отставке, заместитель руководителя Агентства информации и печати РД.
В подтверждение этому, он зачитал слова Расула Гамзатова о мужестве жителей села Гагатли во время событий 1999 года: «13 мужчин из аула Гагатли Ботлихского района Дагестана были награждена орденами Мужества, но они все от них отказались. По двум причинам. Первая — раз враг к нам пришел мы должны дать отпор. Для этого большого мужества не надо. Во-вторых, если награждать, то надо всех сельчан награждать, не было уклонившихся, всем аулом дали отпор».
«Мы сначала были в Кадарской зоне, потому что там с 1997 года сидели боевики и размышляли над тем, как отделить Дагестан от России. Мы- ополченцы, афганцы, десантники, — окружили эту зону. До нашего объединения они постоянно воровали что-то у местных жителей, пропадали сами люди, в этом месте был чистый бандитизм», — рассказывает Председатель совета участников и ветеранов СВО БАРС Арсен Абилаев. Сегодня, некоторые члены совета служат во благо Родины на территории СВО.
Вместе с ополченцами участие в событиях 1999 года принимали военные корреспонденты. Одним из известных военных фотокорреспондентов был Альберт Токаев, который сегодня работает фотографом в РИА «Дагестан». Его фотографии с места событий ждали всей страной.
«Кто имел возможность и умел обращаться с оружием были там и защищали Родину. Моим инструментом, оружием был фотоаппарат и я, как мог, отражал эти события. Весь мир мог посмотреть, что происходит в Дагестане в тот момент», — рассказал на встрече Токаев.
В беседе с журналистами, отвечая на вопросы как итог, гости встречи пришли к выводу, что необходимо воспитывать новое поколение в духе патриотизма, любви к своей малой и большой Родины.
«Сейчас самая главная цель – воспитание молодежи. Нужно говорить с ними. Проводить профилактические беседы, рассказать о тех ужасах, которые были в истории республики из-за невежества и распространения радикальных идей», — отметил на встрече ополченец, Народный артист РД Абдулла Фаталлиев.
Встреча была организована АНО «Институт развития новых медиа» на площадке РИА «Дагестан», а также в рамках лекции Российского общества Знание о событиях 25-летней давности в Дагестане.