Мало кому известно, что террористы, захватившие 01.09.2004 школу N1 в Беслане, имели резервную группу в Ингушетии, которая в случае провала основной операции должна была захватить школу N2 с.п. Нестеровское.
Сентябрьский теракт в Беслане спланировали и осуществили два полевых командира: Шамиль Басаев, отправивший на операцию подконтрольную ему малгобекскую бригаду, и Доку Умаров, выставивший в качестве прикрытия боевиков ачхой-мартановского джамаата.
Участники этих джамаатов до лета 2004 года действовали независимо друг от друга — каждая из банд предпочитала «работать» на своей территории. 22 июня Ш.Басаеву и Д.Умарову удалось договориться о совместной широкомасштабной акции в Ингушетии. Нападение на Назрань, с точки зрения главарей, прошло удачно, и они начали планировать новую совместную вылазку в Беслан.
На шуре полевых командиров, проведенном в июле, роли распределили следующим образом. Арабу Абу-Дзейту было поручено обеспечить обе банды взрывчаткой и распределить между боевиками оружие, захваченное на складах МВД Ингушетии. Басаев выставил на акцию основную ударную силу — подконтрольных ему бандитов малгобекского джамаата. Он же оплатил теракт и назначил главарем сводной бригады боевика из ингушского села Галашки Руслана Хучбарова (по кличке «Полковник»).
Люди Доку Умарова из Ачхой-Мартана под руководством амира Асланбека Хатуева 1 сентября 2004 года должны были выступить в роли дублирующего состава. 31 августа 2004 года они выдвинулись в район кирпичного завода на окраине станицы Нестеровская и ждали команды. В том случае, если основная группа успешно захватит школу, резервной банде предстояло обеспечить им боевое прикрытие — обстрелять федеральные войска, если те двинутся по трассе «Кавказ» из Ханкалы в сторону атакованного Беслана. Если же операция в Северной Осетии сорвется, они должны были провести аналогичный теракт в Ингушетии.
Один из боевиков учился в школе N2 с.п. Нестеровская и знал расположение кабинетов, пути подхода и отхода. Однако по независящим от бандитов обстоятельств ачхой-мартановской бандгруппы участвовать в акции не пришлось.
1 сентября 2004 года, через несколько часов после захвата школы, резервным боевикам передали: «Отбой. В Беслане неплохо получилось», после чего бандиты вернулись в Чечню.
Ачхой-мартановские до 2005 года оставались на свободе, продолжая совершать теракты в Чечне и Ингушетии. Последним из них стало нападение на Сунженский райотдел милиции 1 марта 2005 года. Атаку удалось отбить, но при этом были ранены 20 милиционеров. Тогда же милиционеры нанесли ответный удар по джамаату. Вначале был задержан один из его участников, бывший милиционер Ахмед Устарханов. Затем благодаря его показаниям удалось ликвидировать одного из боевиков джамаата Умара Димаева. Вскоре в Ачхой-Мартане были задержаны Мартан Хамурзаев, Ризван Хаджиев, Шамиль Хадисов и Казбек Завлиев, готовившиеся к несостоявшемуся захвату школы.
Задержания производились в период с 1 по 7 марта 2005 года. Часть бандитов, осуждённых в 2005 году, уже отбыли наказание и снова живут среди нас, в Ингушетии и Чечне (один из участников в самой с.п. Нестеровская).
Хотя бы поэтому в Ингушетии должны всегда помнить о Беслане. Для террористов было неважно где и кого захватывать: осетин, ингушей, русских. Им нужен был резонанс и лишь по случайности дети в с.п. Нестеровское не пострадали 1 сентября 2004 года…49,2K