Дагестанец Абдулхалим Абдулкеримов на себе испытал, как нетрадиционные вероучения становятся привлекательными для молодёжи. Что греха таить, он и сам был ваххабитом, но смог отойти от этой идеологии. Вот его честный рассказ.
Я и социальные сети
«Часто, наедине с собой, я много размышлял о религии, о том, почему молодые люди, только-только начинающие её изучать, становятся, так называемыми салафитами, У меня были книги и распечатки из интернета трактатов на арабском языке – я переводил их на русский.
Как-то кто-то из собеседников рассказал мне, что в одной популярной социальной сети есть сообщество, где обсуждают вопросы вероубеждения (акиды) и в числе прочего обвиняют в заблуждениях имама Абу Ханифу (средневековый исламский учёный-богослов, основатель ханафитского мазхаба. – Прим.ред.). Когда я зашёл на страницу этого сообщества, обнаружил там посты и комментарии с поношениями имама.
Я оставил свой комментарий: «Даааа, далеко вы пойдете, если уже имама Абу Ханифу критиковать стали». В ответ получил: «Иди изучай свою религию!» Я задал встречный вопрос по грамматике арабского языка, на который тот не смог ответить. Потом мне скинули в ПДФ-формате пространный трактат, переведённый ими, составленный из самых негативных высказываний об имаме Абу Ханифе. Честно говоря, до этого времени (до 2013 года) я не мог поверить, что такие высказывания могут исходить от арабских ученых.
Когда позднее, в 2019 году, мне довелось побывать в Медине, я нашёл эти книги с поношениями этого великого имама и был поражён всем этим. Среди дагестанских ваххабитов подобные вопросы ранее не поднимались. Оскорбления, обвинения в заблуждении и даже в неверии имама Абу Ханифы были для меня полной неожиданностью.
Примерно в то же время я познакомился с одним из салафитских шейхов родом из Египта — Хасаном аз-Забади. Сейчас он живет в Стамбуле. Человек благого нрава и глубоких знаний. Я брал у него уроки по скайпу. Когда в Сирии появился ИГИЛ*, он выложил в Интернете шесть уроков под названием «40 признаков хариджитов**», скинул мне её текстовый вариант и попросил перевести на русский. Я перевел, а после перевел и комментарии шейха к нему же. В этой работе ученый описывал ИГИЛовцев* как хариджитов, выводил их характерные черты, сравнивал их с ранними хариджитами, указывал на их современные особенности, жестко критиковал. Я спросил его о том, в чём же разница между тем, что мы говорим, ведь они ссылаются на те же книги, на тех же ученых, на которых ссылаемся и мы, будь то Ибну Таймийя, Мухаммад ибн Абдуль Ваххаб или Ибну Каййим или другие современные ученые.
Гора заблуждения
В то время я был занят переводом книги бывшего муфтия «Аль Каиды»*, который опубликовал её под псевдонимом Абдулькадир Абдульазиз. Кстати, его труды активно распространялись и оказывали большое влияние на участников незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе. Эта книга частично переведена и известна под названием «Основы подготовки», есть и другие работы у него. Откровенно говоря, на человека, информационно изолированного и способного читать её в оригинале, книга оказывает сильное влияние. Оригинальная подача материала, красноречие автора, кажущаяся убедительность его доводов – всё это воздействует на сознание.
И вот я спросил у своего шейха Аз-Забади, что он думает об авторе этой книги. Он ответил, что хорошо его знает, лично знаком и назвал его «горой заблуждения». Я признался, что перевожу его работу, на что мой шейх настоятельно рекомендовал не увлекаться его изданиями и не переводить его. Для меня это стало второй вехой после истории с имамом Абу Ханифой на моём пути отречения от ваххабизма. Я продолжил свои поиски-расследования. Я поинтересовался мнением шейха и о другом современном проповеднике, популярном у псевдосалафитов, – иорданце, известном, как Абу Мухаммад аль Макдиси. Он мнит себя теоретиком современного вооруженного исламского сопротивления. Кстати, Абдула Костекский (дагестанский радикальный проповедник, видеоблогер, который, как сообщали в СМИ был задержан в Турции в мае этого года в связи с участием в террористической деятельности) часто на него ссылался, по крайней мере, до недавних пор, и называл его своим учителем.
Мой учитель мне ответил, что он – шейх из шейхов такфира (то есть лидер современных такфиристов). Когда на арену вооружённого конфликта в Сирии вышел ИГИЛ*, мой учитель начал разъяснять сущность «неджийского призыва», то есть ваххабизма, который составил идейную основу этому образованию современных хариджитов. Шейх очень отрицательно отзывался об основателе ваххабизма Ибн Абдульваххабе, предостерегал от чтения ваххабитских книг и от их преподавания. По его рассказам, с 70-х годов прошлого века он предостерегает от них. Этих людей и это движение он называл источником всего зла для современных мусульман, он говорил, что оно породило все современные джамааты такфира.
Их книги послужили основой тотального такфира мусульман, пролития их крови. Если бы мне это говорил ученый аш’арит или представитель ахль-тасаввуфа, то я махнул бы рукой на него и его мнение, как это обычно делают ваххабиты, назвал бы его речи суфистскими баснями, но тут я слушал того, кто относил себя к салафитам, интеллектуала с обширными и глубокими знаниями, который учился в Саудовской Аравии у тех же ученых, что и нынешние авторитеты ваххабитов (Ибну Баз, Ибну Усаймин и т.д.)!
Он объяснял, что в трудах этих ученых простой человек не разберется, что за привлекательным для верующего цитированием аятов и хадисов, «сказал Аллах…» и «сказал Посланник Аллаха…», скрываются идеология хариджизма и такфира. Он называл эту секту ваххабитами. Впервые я слушал человека, который ясно отвечал на мучивший меня вопрос: кто такие ваххабиты. Я спросил его, а можно ли их так называть, он ответил, что можно, потому что они сами себя так назвали.
Жестокое течение
Не исключаю, что мой живой интерес побудил его начать писать трактат под названием «Османо-ваххабитские вопросы» в 19 частях (около 200 страниц). Он отправлял мне его частями – я переводил и публиковал. Он построил трактат на основе фактов, позаимствованных из их же книг: из «Тариху Неджд» Ибну Ганнама (личный секретарь Мухаммада ибн Абдуль Ваххаба), других историков и учёных. В этой книге описывается история Неджда, и всего, что они творили.
Мой учитель показывал из их же трудов, как они убивали мусульман, называя сражения с ними газаватом, доказывал, что они никогда не выступали против идолопоклонников многобожников, приводил свидетельства их такфира халифу и халифату и их вооруженного выступления против османского халифата на этом основании. Писал, опираясь на факты, о том, что они позволили пролиться крови, захватить имущества мусульман, сравнивал их с самым жестоким течением хариджитов – азракитами. Малоизвестность этих фактов шейх объяснял нефтедолларами и тотальной пропагандой ваххабизма по всему миру, бесплатными тиражами книг ваххабитов и их переводами на языки мира. Нефтедоллары ваххабитов пришли и в Дагестан. Одним из первых издателей ваххабитской литературы был кооператив «Сантлада».
В период после развала СССР молодые люди республик Кавказа находились в поисках информации о религии, и для проповедников ваххабизма открылись широкие возможности. Их лидеры раздавали книги, выступали с лекциями, хутбы проводили на русском языке. Это всё не могло не повлиять на молодежь, которая не знала своего родного языка и отучилась в школах на русском языке. Эти ораторы подкупали своим красноречием и напором. Тогда никто толком не мог объяснить, что такое ваххабизм. Я изучил несколько книг по акиде (наука, изучающая религиозные убеждения мусульман).
Задавал ему различные вопросы, касающиеся ислама, и его ответы меня, честно говоря, не убеждали. Я помню, что впервые услышал от него о том, что некий ученый из Саудовской Аравии сказал, что Аллах сидит на троне, что является придаванием Всевышнему Аллаху телесности (антропоморфизм). За отсутствием альтернативных проповедей ваххабиты посеяли раскол в Дагестане, поведя за собой значительную часть молодёжи.
Я всегда говорил в религии то, в чём был убеждён сам, в том числе и тогда, когда стоял на позициях вахаббизма. К сожалению, наши ученые, которые не владели русским языком и преподавали на родных языках, не выступали публично с разъяснениями, а такие любознательные, как я и мне подобные молодые люди, находили их у проповедников ваххабизма, владевших и арабским, и русским. Их русский язык стал их козырем.
Сегодняшнюю молодежь подкупают примитивизмом. Те, за кем они следуют, не ученые, они примитивны в своих суждениях. Люди не хотят вникать глубоко в вопросы, руководствуются поверхностным пониманием текста хадисов, не анализируя и не обращаясь к комментариям великих ученых, авторитетов в этой области. Вот эти горе-проповедники как раз сделали ставку на какие-то спецэффекты, логотипы, оформление студии и т.д. Вот этим и соблазняют публику.
Экспертное мнение
Магомед Магомедов, руководитель Координационного центра по вопросам формирования у молодежи активной гражданской позиции, предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, противодействия идеологии терроризма и профилактики экстремизма Дагестанского государственного университета
Сегодня необходима популяризация истинных исламских знаний, надо учиться в доступной форме передавать знания людям. Есть ученый, есть проповедник и есть слушатель. Проповедник должен быть оратором, то есть человеком, который доходчиво доводит до людей фетвы и мнение ученого. Нельзя уходить от каких бы то ни было вопросов, даже если это касается политики, например, спецоперации России на Украине. Нужно давать ответы на вопросы, чтобы молодёжь была удовлетворена вашим ответом, вместо поисков «знаний» от «шейха Гугл».
Бороться за умы людей необходимо на всяком месте: и на работе, и в спортзале, и в мечетях, и во дворах. Я надеюсь на пользу своих разъяснений в вопросах религии. Надеюсь, а результат за Аллахом.
*запрещенная в России террористическая организация
**Хариджит – вышедший из мусульманский общины, ими считают тех, кто в своей практике и религиозных убеждениях разошелся с традиционным исламом. Свою идеологию хариджиты пытаются выдать «чистый», «настоящий», «верный» ислам.