Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолётов, взрывы бомб, акты насилия в этноконфессиональных конфликтах, прямые угрозы, их реализация и т. д. Поэтому проблема противодействия терроризму в России – одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне.
Куда заводят сети Всемирной паутины?
Противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Борьба с этим злом могла бы быть несущественной, если не пресекать и не закрывать каналы финансовой поддержки террористов и экстремистов.
В целях повышения эффективности противодействия финансированию терроризма внесены изменения в ряд нормативных правовых актов. Они установили единый подход к нормативному правовому регулированию деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Усовершенствован правовой механизм противодействия отмыванию коррупционных доходов. За организациями или лицами, в отношении которых есть подозрения в причастности к экстремистской или террористической деятельности, установлен обязательный контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом. Кроме того, расширен круг работников финансовых учреждений, к которым могут применяться санкции и меры административной ответственности за несоблюдение законодательства в данной сфере.
Правовое регулирование противодействия терроризму осуществляется также на уровне субъектов и муниципалитетов РФ, министерств и ведомств, их структурных подразделений, учебных и научных организаций и так далее.
Проведённый в прошлом году Министерством образования и науки РД соцопрос среди обучающихся в региональных средних профессиональных и высших образовательных организациях показал, что для 72% молодых ребят интернет-пространство – основной источник получения информации, формирующей их мировоззрение и используемой в жизни.
Помимо этого, ВЦИОМ приводит данные за 2021 год о том, что 2 из 3 молодых людей в возрасте от 12 до 18 лет активно пользуются всемирной сетью. Анализ популярных среди молодёжи информационных каналов также показывает, что деструктивный контент в интернете преобладает над позитивным и охватывает широкую аудиторию.
Где недорабатываем?
За последние годы в России была сформирована многофункциональная антитеррористическая стратегия, в которой главный упор сделан на реализацию правовых мер противодействия терроризму. Между тем, несмотря на создание достаточной правовой базы, имеют место определённые пробелы и недоработки.
Можно назвать следующие причины малой эффективности существующей системы противодействия терроризму:
- в деятельности органов безопасности не в полной мере реализуется универсальный принцип государственной антитеррористической политики – упреждение террористических актов;
- поверхностное отношение к вопросам безопасности, особенно региональных и муниципальных органов власти;
- слабая работа по привлечению к уголовной ответственности за пособничество терроризму;
- неразвитость системы добровольного информирования правоохранительных органов о подозрительных лицах и их действиях;
- недостаточно эффективная антитеррористическая пропаганда.
Только объединение усилий различных правоохранительных структур, а также гражданского общества является залогом эффективной реализации законодательных норм противодействия терроризму.
Что ждёт террориста?
В диспозиции по статье «Содействие террористической деятельности» УК РФ уточнён перечень преступлений, за вовлечение в которые лицо подлежит привлечению к ответственности как за содействие, так и склонение террористической деятельности.
Учитывая, что пособничество в совершении террористической деятельности – это активная форма содействия преступлениям, представляющим повышенную общественную опасность, и требует более строгого наказания, установлена самостоятельная ответственность за пособничество при совершении захвата заложников, если оно совершено организованной группой либо повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (ч. 3 ст. 206 УК РФ), за создание незаконного вооружённого формирования (ч. I ст. 208 УК РФ).
В п. I примечаний к ст. 205.1 УК РФ конкретизировано содержание понятия «финансирование терроризма». Помимо прочего, лицо подлежит уголовной ответственности за предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205 – 206, 208, 211, 220, 221, 277, 279 и 360 УК РФ. Данное изменение направлено на имплементацию Рекомендаций 5 и 6 ФАТФ, в которых предлагается признавать уголовным преступлением не только финансирование террористических актов, но и финансирование террористических организаций и отдельных террористов.
В ч. 2 ст. 205.2 УК РФ введён новый квалифицирующий признак, позволяющий привлекать к ответственности за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или за публичное оправдание терроризма, которые совершены не только с использованием средств массовой информации, но и при помощи электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета.
Мнение эксперта
Газимагомед Мухумагазиев, член экспертного Совета Антитеррористической комиссии Республики Дагестан:
– Сегодня, когда мы живём во времени глобализации, средства массовой информации играют определяющую роль в формировании общественного мнения, особенно в молодёжной среде. В этих условиях становится крайне актуальным реализация проектов, направленных на формирование патриотического и гуманного мировоззрения, позитивной атмосферы и объективной информационной повестки в молодёжной среде. Делать это необходимо, организовывая мероприятия, на которых сами молодые люди смогут высказывать своё мнение, а также эксперты смогут разъяснять те или иные сложные для понимания политические и общественно значимые события.
На таких мероприятиях необходимо пропагандировать нравственное и позитивное отношение к тому, кто рядом, вне зависимости от нации и вероисповедания, а также любовь к своей стране. Делать это качественно возможно с помощью обсуждения актуальных и важных процессов, происходящих как в республике, в стране, так и в мире в целом с участием конструктивно мыслящей молодёжи, добившейся в жизни успеха и являющейся для молодёжи авторитетом.
Важно
Основные правовые акты противодействия терроризму в Республике Дагестан:
● Закон РД от 4 апреля 2016 г. № 20 «О профилактике экстремистской деятельности в Республике Дагестан»;
● Закон РД от 16 января 1998 г. № 5 «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях»;
● Закон РД от 22 сентября 1999 г. № 15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан»;
● Закон РД от 11 апреля 1997 г. № 7 «О порядке пересечения административной границы Республики Дагестан»;
● Постановление Правительства РД от 14 марта 2017 г. № 61 «Об организации деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан в области противодействия терроризму»;
● Постановление Правительства РД от 24 января 2018 г. № 6 «Об утверждении государственной программы РД «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма Республике Дагестан» на 2018– 2020 годы»;
● Постановление Правительства РД от 25 декабря 2020 г. № 284 «Об утверждении государственной программы РД «Комплексная программа противодействия терроризму в РД» (реализуется в один этап в 2021–2023 гг.);
● Указ главы РД от 8 октября 2015 г. № 245 «Об экспертном совете при Антитеррористической комиссии в РД» – образован в целях научно-методологического и аналитического обеспечения деятельности АТК РД и решения задач по выработке единой, научно обоснованной государственной политики в области противодействия терроризму на территории РД.