Уполномоченный по защите семьи, материнства и прав ребенка Республики Дагестан Марина Ежова рассказала о работе Уполномоченного в регионе, участии в работе по совершенствованию законодательства в интересах детей и соблюдении прав ребенка в основных сферах жизнедеятельности.
– С какими проблемами обращаются к Вам, как к Уполномоченному по правам ребенка?
– Приоритетным направлением деятельности регионального Уполномоченного, безусловно, является правозащитная деятельность. Основной контингент составляют многодетные семьи, матери-одиночки, семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, сироты. Тематика обращений граждан весьма разнообразна, и для их систематизации все проблемы классифицированы по обозначенным основным направлениям: право ребенка на жизнь и безопасность, на защиту от жестокого обращения и насилия, на охрану здоровья и здоровое развитие, право ребенка жить и воспитываться в семье, права и законные интересы ребенка в сфере образования, на социальное обеспечение, жилищные и иные имущественные права.
Кроме того, в связи с выездом для участия в боевых действиях в рядах запрещенной в России террористической организации ИГИЛ дагестанских семей с несовершеннолетними детьми в 2021 году к нам поступило еще 197 заявление с просьбой вернуть детей из зон вооруженного конфликта в Сирии и Ираке. В общей сложности обращения с просьбой оказать содействие в розыске детей за границей, помочь в установлении контактов с родителем-негражданином, в оформлении ребенку, проживающему за рубежом, гражданства РФ, составили 30%. В числе «острых» в составе обращений оставались социальные права. Граждане жаловались на проблемы в получении мер социальной поддержки детей, взятых под опеку. Сложной остается также ситуация с жилищными и имущественными правами приемных или семей в трудной жизненной ситуации. Это улучшение жилищных условий, предоставление земельных участков малоимущим и многодетным семьям, жилья детям-сиротам, выпускникам казенных социальных учреждений. Помимо этого, наиболее проблемным вопросом для дагестанцев является нехватка мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, непрозрачность электронной очереди, отсутствие информации о движении очередников.
– Мониторинг конфликтов и опасностей входит в задачи аппарата Уполномоченного?
– В силу закона Уполномоченный должен проводить мониторинг и анализ не самих конфликтов, а эффективности механизмов соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами исполнительной власти. В этом наши функции ближе к надзорным прокурорским. Однако любые ситуации, угрожающие безопасности несовершеннолетних, безусловно, становятся предметом разбирательства Уполномоченного. Важнейшим направлением деятельности также является участие в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что само по себе требует знания потенциально опасных для детей ситуаций.
– На ваш взгляд, помогает ли проверка социальных сетей школьников на предмет девиантного поведения? Насколько такой подход эффективен?
– «Девиация» становится модным словом, однако необходимо понимать, что речь идет о серьезной личностной деформации и дефектах психической саморегуляции ребенка. Проверка соцсетей, личных страничек может дать некую первичную информацию о человеке. Дальше необходима специальная психодиагностика, проводимая психиатрами, психоневрологами для установления патогенной, психосоциальной или социальной природы девиации. Говоря простыми словами, необходимо понимать, что провоцирует девиацию: заболевание (неврозы, психические заболевания, задержка развития, поражения ЦНС) или травмирующая, агрессивная среда, в том числе внутри семьи. Поймите, не может здоровый, любимый ребенок пойти и повеситься только потому, что аниме посмотрел.
– Есть ли в образовательных учреждениях республики психологи?
– В образовательных учреждениях психологи есть, но учитывая количество детей в школе, как правило, это 1-2 тысячи человек, эффективность их работы, мягко говоря, невысокая. Хотя есть прекрасные, неравнодушные педагоги-психологи, которые неоднократно помогали вовремя предотвратить трагедии. В каждой школе проходит социально-психологическое тестирование, которое позволяет, в том числе, выявить и маркеры деструктивного поведения. Но важно не просто выявить, важно правильно диагностировать и проработать состояние ребенка. Иначе что толку от диагноза, если лекарства нет.
– Какова стратегия действий Уполномоченного по обеспечению детской безопасности в регионе?
– Обеспечение безопасности детей – основа защиты их прав. Институт Уполномоченных по правам ребёнка на протяжении нескольких лет занимается изучением ситуации в этой сфере, готовит предложения. Ежегодно проводится акция «Безопасность детства», инициированная Уполномоченным при президенте РФ по правам ребёнка, призвана реализовать комплекс мер по профилактике чрезвычайных происшествий с несовершеннолетними. По инициативе Уполномоченных также есть поручение Президента Министерству просвещения РФ о разработке федеральной концепции комплексной безопасности детства.
Одним из основополагающих прав является право на жилище. Большинство нарушений имущественных прав ребенка касалось вопросов выселения несовершеннолетних в результате расторжения брака родителей, либо смены собственника жилья, обращения детей-сирот и малоимущих семей связаны с необходимостью улучшения жилищных условий. Так, к нам поступило обращение от выпускника махачкалинской школы-интерната для детей-сирот с жалобой на отказ администрации муниципалитета в постановке на жилищный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении как лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ссылаясь на достижения ими предельного возраста 23 лет. Причиной пропуска срока стало ненадлежащее исполнение социальным учреждением своих обязанностей по подготовке необходимых документов и передаче органам местного самоуправления сведений о воспитанниках государственного учреждения. В результате обращения Уполномоченным оказана консультативная помощь, заявителю в судебном порядке восстановлено право на получение благоустроенного жилья, в отношении других ведется разбирательство. Все обращения детей-сирот находятся на нашем контроле.