Connect with us

Введите запрос и нажмите Enter.

Политика

Практика предотвращения использования религиозного фактора в распространении идеологии терроризма

В условиях глобальных трансформационных процессов, характерных для современного исторического периода конца ХХ – начала ХХI вв., происходит усиление роли религиозной идентичности. Одним из последствий глобализации, приводящей к нивелированию этнокультурных особенностей, является обратная реакция в виде стремления к возрождению традиционных культур и религий. 

При этом данный общественный тренд может приобретать маргинальную форму, когда вместо существовавших ранее и утраченных в течение ХХ в. культурно-религиозных традиций получают распространение суррогатные формы мировоззрения и культа на основе влияния извне, чуждого российской традиции. Особенно это характерно для некоторых российских регионов традиционного распространения ислама, куда в последние десятилетия в основном из стран ближневосточного и малоазийского регионов проникают и пытаются закрепиться различные религиозные организации радикального толка.

Массовые миграции населения из нестабильных в политическом и неблагополучных в экономическом отношении регионов изменяют исторически сложившиеся ареалы распространения религий, существенно расширяют территории межэтнического и межкультурного взаимодействия, получающего в том числе конфликтное измерение.

Все указанное выше обусловливает возрастание роли религиозного фактора, его мобилизационных возможностей, а события последних десятилетий, начиная с конца ХХ в., свидетельствуют о стремлении некоторых глобальных политических игроков использовать его для распространения идеологии терроризма с приданием ей религиозной легитимизации.

Одним из важнейших направлений работы в плане недопущения этого является использование потенциала традиционно распространенных в России религий, в первую очередь православия и ислама.

В этом отношении уже немало сделано. Религиозные, в том числе исламские, организации тесно сотрудничают с органами государственной власти и общественными организациями в решении как стратегических, так и локальных повседневных задач.

Во всех субъектах Российской Федерации, в том числе на муниципальном уровне, действуют общественные советы, куда обязательно входят представители религиозных общин. Представители централизованных религиозных организаций входят в Совет при Президенте Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями, в Общественную Палату Российской Федерации, достойно представляют нашу страну на различных международных форумах.

ФАДН России в рамках своей компетенции осуществляет исполнение ряда функций в области государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, связанных с профилактикой дискриминации по признаку религиозной принадлежности и экстремизма на религиозной почве, среди которых:
– осуществление государственного мониторинга в сфере межконфессиональных отношений;
– взаимодействие с религиозными организациями и межрелигиозными структурами в области образовательной и просветительской деятельности, направленное на профилактику распространения экстремизма и религиозной нетерпимости;
– поддержка участия религиозных организаций в реализации общественно значимых проектов;
– профилактика любых форм дискриминации, в том числе по признаку религиозной принадлежности;
– предупреждение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
– оказание методической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в профилактике распространения религиозного экстремизма и обеспечении межконфессионального согласия;
– разработка методических и организационных рекомендаций для реализации программ повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в области государственно-конфессиональных отношений;
– участие в организации проведения научных, научно-практических и социологических исследований, а также конгрессов, конференций, семинаров и других мероприятий в сфере противодействия религиозному экстремизму.

В рамках этой деятельности ФАДН России организовано взаимодействие с централизованными религиозными организациями, в частности с Координационным центром мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), представители которого входят в состав Общественного совета при ФАДН России.

С 2015 г. ФАДН России тесно сотрудничает с централизованной религиозной организацией «Международная исламская миссия», деятельность которой направлена на осуществление социальных проектов в сфере религиозного образования и духовно-нравственного просвещения, воспитания детей и молодежи.

В рамках плановых мероприятий ФАДН России разработана памятка для российских паломников, совершающих хадж и умру (размещена на официальном сайте ФАДН России в сети Интернет и разослана в крупнейшие муфтияты страны). Наряду с рекомендациями по подготовке необходимых документов, размещению и передвижению по территории Королевства Саудовская Аравия, особое внимание уделено духовной безопасности российских мусульман. Памятка согласована и одобрена централизованными религиозными организациями мусульман.

ФАДН России активно участвует в поддержке и реализации Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, разработанного Минобрнауки и утвержденного Правительством Российской Федерации. В рамках его исполнения была создана Концепция исламского образования в России, нацеленная на приведение исламского образования в соответствие с отечественными и мировыми стандартами.

В реализации Плана участвуют 5 государственных и 7 исламских вузов, включая Булгарскую исламскую академию. Целью реализации Плана являются снижение уровня религиозного экстремизма, формирование отечественной исламской богословской школы, повышение конкурентоспособности российских исламских учебных заведений, поступательное развитие образовательного процесса в медресе и колледжах.

В его рамках ФАДН России организованы и проведены в Москве и Пятигорске курсы повышения квалификации для исламских религиозных деятелей и преподавателей исламских учебных заведений, с участием ФАДН России проведен ряд международных научно-практических конференций и семинаров-совещаний для представителей духовных управлений мусульман и муфтиятов Северного Кавказа, Красноярского края, Ямало-Ненецкого автономного округа, Оренбургской и Свердловской областей, Республики Калмыкия.

В подпрограмму 7 «Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве» государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» (далее – госпрограмма) включено мероприятие «Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама», где ответственным исполнителем является Министерство образования и науки, и мероприятие «Выполнение работ по повышению уровня методического, организационного и технического обеспечения подготовки экспертов по профилактике распространения экстремистской идеологии, экспертно-методические работы и мероприятия в области истории и культуры ислама», где ответственными исполнителями являются Санкт-Петербургский государственный университет и Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, получающие с 2017 г. финансирование по указанным мероприятиям.
Учитывая важность реализации Плана мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама, представляется необходимым принять меры по актуализации этой работы.

В этих целях предлагается усилить взаимодействие заинтересованных органов власти на уровне субъектов и централизованных религиозных организаций мусульман по отбору молодых людей для учебы в исламских высших учебных заведениях, включая Булгарскую исламскую академию, и исламских священнослужителей для прохождения курсов повышения квалификации при светских вузах-партнерах в рамках плана мероприятий по реализации исламской программы.

Также представляется необходимым направить усилия на дегероизацию участников ваххабитского подполья с привлечением местных авторитетных религиозных деятелей, исповедующих ислам традиционного толка.
Наряду с основной задачей, связанной с противодействием распространению радикальной идеологии, необходимо обратить внимание на негативные процессы, происходящие в среде так называемого традиционного ислама. Это, прежде всего, исламизация общественной и политической жизни в ряде субъектов Российской Федерации, входящих в Северокавказский федеральный округ. Идет процесс клерикализации и сужения светского пространства в республиках Северного Кавказа (Чеченская республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан). Данные тенденции происходят за счет сближения местной политической элиты с суфийским духовенством, а также прямого вхождения представителей духовенства и последователей суфизма в управленческий аппарат.

Наиболее сложной в этом отношении представляется ситуация в Дагестане, где на фоне борьбы с религиозным экстремизмом в виде различных групп ваххабитского толка произошло серьезное усиление местного муфтията с проникновением его последователей в госаппарат. По сути, произошло частичное сращивание государственного аппарата и суфийского духовенства с присутствием национального аспекта: муфтият и его сторонники, в том числе в госаппарате, в основном аварцы. На этом фоне отмечается конкуренция между религиозными течениями и братствами (вирдами и тарикатами) на Северном Кавказе, в которую оказываются вовлечены различные слои населения (в том числе представители органов власти), являющиеся мюридами религиозных лидеров.

Другим негативным моментом является отсутствие единства среди муфтиятов и духовных управлений мусульман (ДУМ) в регионах Российской Федерации. Конфликтность провоцируется активностью отдельных муфтиятов на территориях традиционного влияния других ДУМ. Имеет место конкуренция между муфтиятами, особенно на территории ряда субъектов Поволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов, а также стремление некоторых муфтиятов, в частности, муфтията Республики Дагестан, распространить свое влияние на территорию субъектов, входящих в юрисдикцию других муфтиятов, продвинуть своих представителей на лидирующие позиции в исламских общинах Севера, Сибири, Дальнего Востока.

Архивы

Материалы по теме

Политика

Появление так называемого Исламского государства (запрещенная в России террористическая организация) и последователей лжеджихада, наверное, сравнимо только с ростом раковых клеток в организме. Попытаемся разобраться...

Политика

Во вторник, 4 декабря, под руководством Главы Дагестана Владимира Васильева прошло заседание Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан. Обсудили вопрос «О мерах по недопущению выезда...

Общество

В списки личного состава отдельного батальона махачкалинского соединения Росгвардии навечно зачислен стрелок патрульной роты рядовой Алексей Агафонов, погибший при исполнении воинского долга 24 года...

Мы помним

Герой России (посмертно) Магомед Нурбагандов погиб, но даже перед лицом смерти продолжал исполнять свой долг. Не испугавшись вооружённого врага, отказался выполнить его требования и...

Сетевое издание «Работаем, брат!» зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций серия Эл № ФС77-81807 от 28.09.2021 г.
Учредитель: Государственное бюджетное учреждение Республики Дагестан "Координационный информационно-культурный центр".
Главный редактор сетевого издания Адамова Ева Александровна.
Телефон редакции: 8(988)-292-94-34. Адрес электронной почты редакции: info@rabotaembrat.ru.
Адрес редакции: 367018, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр-т Насрутдинова, д. 1а. (Дом журналистов).
Все права защищены. Копирование и использование полных материалов запрещено, частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на сайт работаембрат.рф.
16+

Яндекс.Метрика