Фейки о спецоперации России заполонили многие СМИ, посеяв страх и сомнения у жителей разных стран. Журналист пакистанского телевидения, колумнист «ПолитЭксперта» Иштеак Хамдани отправился на границу с Украиной в поисках правды. Жители Добнасса, не сдерживая слез, рассказали ему, что им пришлось пережить, почему они ищут защиты в России и какие пожелания хотели бы передать президенту Владимиру Зеленскому.
В поисках правды
Ежедневно в СМИ, в том числе пакистанских, появляется огромное количество фейков о военной операции России на Украине. Общаясь с коллегами, я спрашивал, откуда они берут эту ерунду, даже близко не похожую на правду. Я, много лет проживший в Москве, старался давать интервью и писать статьи в разных зарубежных изданиях, чтобы предоставить достоверную информацию. А потом решил сам поехать в Донбасс, чтобы увидеть все своими глазами и показать.
Попасть в эпицентр событий не получилось: без сопровождения в ЛДНР меня не пустили — небезопасно. Зато удалось побывать на самой границе, в Ростове-на-Дону, куда попадают почти все беженцы из зоны боевых действий.
Поскольку аэропорт Ростова временно закрыт в целях безопасности перелетов, из Москвы почти 1200 км я проехал поездом до Таганрога, а потом добрался до конечного пункта на машине. В связи с наплывом беженцев в Ростовской области введен режим ЧС. В регионе развернуто более 100 пунктов временного размещения беженцев, через которые прошли уже почти шесть тысяч человек. Это своеобразные транзитные зоны: отсюда люди едут дальше, к своим родственникам или знакомым в другие регионы России. Здесь людям оказывают первую помощь, выдают нужные вещи, одежду и продукты питания.
Мне довелось побывать в двух лагерях, куда прибывают беженцы. Один из них размещен в большом спорткомплексе, второй — в парк-отеле, куда помещают тех, кто остается надолго. Многие из приезжих отказывались говорить на камеру, и это вполне объяснимо: ужасные воспоминания трудно переживать снова и снова. Но с несколькими людьми пообщаться все-таки удалось. В том числе с жителями Мариуполя, который удалось почти полностью очистить от украинских боевиков. В глазах этих людей боль и слезы из-за необходимости покинуть свой дом. Но и надежда — на скорый мир и свободу.
Проклятия для Зеленского
Первый вопрос, который я задавал почти всем — почему они решили ехать в Россию? И почти все отвечали, что эта страна им ближе – не только территориально, но и по духу.
Одна женщина из Мариуполя рассказала показательную историю. В город приехал какой-то русский мужчина, чтобы раздать людям хлеб. Вышел на площадь и начал громко всех приглашать, но накормить никого так и не смог.
«Я очевидица, находилась там, возле магазина «Приморье». Мы прятались в подвале и мечтали о куске хлеба. Но когда уже были неподалеку, увидели, как подъехали «азовцы» (участники запрещенной в РФ организации. — Прим. ред.), проверили у него документы и тут же начали стрелять по машине. Этот живой человек за секунду на наших глазах стал трупом», — с ужасом вспомнила женщина.
Мужчина в возрасте по имени Сергей Александрович тоже из Мариуполя. Он рассказал, что город давно контролировали боевики из «Азова» (запрещенная в России организация), прикрываясь мирными гражданами. Долгое время жители провели в убежищах и подвалах, а первую помощь получили в пунктах жизнеобеспечения МЧС России.
Одна из моих собеседниц с улыбкой сообщила, что приехала только вчера, а сегодня впервые за полтора месяца искупалась и теперь, наконец, «почувствовала себя человеком». Как мало порой для этого нужно, когда долгое время лишен даже самых элементарных удобств.
Пенсионерка Валентина с семьей тоже две недели находилась в подвале. Сейчас они с мужем в лагере, а сын с невесткой — в ростовской больнице: сына ранило в ногу, а невестку – в сердце, она потеряла много крови. После окончания боевых действий они надеются вернуться домой.
Жительница Мариуполя Надежда Викторовна вместе с соседями бежала 30 марта. Украинские танки, по ее словам, несколько дней обстреливали их район. В какой-то момент их дом загорелся. Люди находились в бомбоубежище, но когда дом охватило пожаром, поняли, что надо бежать:
«Думаю, «азовцы» подожгли дом, потому что они базировались у нас, бегали по подъездам. Жители знали, что они употребляют наркотики. И вот они, обкуренные, утром 30 марта поджигают третий подъезд, а мы понимаем, что сейчас дым пойдет в бомбоубежище. Так что нас фактически выкурили из нашего дома. Такие вот преступления. За что мне это сделали граждане Украины?»
На вопрос, необходима ли была военная операция, женщина ответила:
«Не знаю. Это политика. Им наверху виднее. Но могу сказать, что Украина стала опасна. И для России, и для всего мира. Наш парламент 20 минут хлопал, когда говорили о ядерной бомбе. Когда Зеленский в Мюнхене выступал, вся Европа промолчала. Чего дальше от него можно было ожидать?»
По словам Надежды Викторовны, если бы у нее была возможность обратиться к президенту Украины, то для него у нее нашлись «только одни проклятья».
«Это он виноват. Мерзавец. Мы понимаем, что он марионетка, но какой же подонок!» — сказала в сердцах уставшая женщина.
Раньше Мариуполь, по ее словам, был очень красивым приморским городом, а сейчас он весь разбит, многие люди вынуждены покинуть свой дом, бросив немощных стариков, которые просто не могут бежать.
ОЖИДАНИЕ ПОБЕДЫ НАД МИРОВЫМ ЗЛОМ
Вспоминая о притеснениях на протяжении последних восьми лет, мои собеседники рассказали о гонениях на русский язык, когда новая власть вдруг решила выделять на него в школах всего два часа в неделю.
«Мариуполь – многонациональный город. Там живут и русские, и украинцы, и греки, и очень-очень много разных людей. Я не понимаю, почему именно русский язык начали притеснять?» — задался вопросом Сергей Александрович.
Мечта мужчины — чтобы «здравомыслящие люди остановили эту преступную вакханалию».
«Хочу, чтобы был мир, процветание, чтобы люди дружили. Я, кстати, общался с чеченцами в Мариуполе, очень приятно поговорили. И я очень благодарен Рамзану Кадырову (главе Чеченской Республики. — Прим. ред.) за то, что он отправил своих бойцов защищать мой родной Мариуполь. Это очень знаково, что и мусульмане, и православные — люди разных конфессий — объединились для совместной борьбы с нацизмом, с этим мировым злом», — сказал он, не сдержав слез.
Сергей Александрович верит, что Мариуполь останется в составе Донецкой Народной Республики. Он очень рад, что российский президент Владимир Путин признал независимость ДНР:
«Это вселяет оптимизм. Хочется надеяться, что Россия нас не бросит».
Впрочем, в лагере есть не только жители Мариуполя. Девушка по имени Аривга из города Стаханова Луганской Народной Республики рассказала, что вся ее семья выехала в Россию еще 20 февраля. Сейчас все живут в отдельной комнате, пять человек. Тесновато, но главное – безопасно.
Спецоперация, по мнению девушки, была необходима, как и признание независимости ЛДНР. Все жители республик были рады, когда Россия объявила об этом, потому что иначе в Донбасс никогда не вернулась бы комфортная и безопасная жизнь, сказала она. При этом Аривга очень хочет, чтобы после спецоперации республики пошли по стопам Крыма и присоединились к России.
На вопрос о будущем девушка призналась, что хотела бы вернуться домой, жить в своем городе, в своем доме. Она выразила надежду, что все закончится до 9 мая. Я задал вопрос: почему именно до этой знаковой даты? Может, у беженцев есть какая-то секретная информация?
«Нет, – смеясь, ответила она. – Просто было бы здорово, чтобы все закончилось побыстрее, а не растянулось на годы. Хочется уже отметить победу в Великой Отечественной войне полностью».