Определяя существующие в мире формы идеологических войн, эксперты вынуждены разбираться в мешанине всевозможных религиозных течений. Так что же происходит в духовной сфере? И что разделяет и объединяет тех, кто вещает о судном дне, призывая к смирению и покорности судьбе, и, кто, взяв в руки оружие, беспощадно уничтожает братьев-мусульман и немусульман, превращая планету в полыхающий джихад, с молниеносной скоростью распространяющийся по свету? Об этом мы беседуем с профессором ДГТУ, доктором филологических наук Жанной СУЛАЕВОЙ.
– Жанна Абдулгамидовна, кто, как не педагог, на тончайшем уровне может ощущать настроения молодого поколения, студенчества. И что, с вашей точки зрения, служит привлекательной доминантой экстремизма, преобладающей в настроениях определенной части молодого поколения дагестанцев?
– Эксперты все чаще сходятся в одном – беспощадная война религий, переросшая в политическую плоскость, уже не вызывает вопроса, в чем корень зла. Скорее наоборот, ее инструментарий используется в большой политике как форма противостояния внутри самой мировой исламской уммы. Вот и Кавказ, столкнувшийся с яростным джихадом, в начале 1990-х вспыхнул словно опаленная беспощадным солнцем трава, враз оказавшись вовлеченным во всепожирающий огонь смуты, первой жертвой которой пало молодое поколение, тот податливый материал, из которого создавались, словно отлитые из металла, бездушные воины, с легкостью уничтожавшие тех, кто иначе думал, иначе жил.
– Можно ли быть убежденным, что нынешнее молодое поколение более трезво воспринимает попытки вовлечь ее в различные, безобидные на первый взгляд, группировки, проповедующие вроде разумный ислам, под личиной которого и прорастают зерна терроризма, экстремизма, происходит ломка сознания миллионов?
– К счастью, сегодня молодое поколение в основной своей массе более прагматично, твердо стоит на ногах, с четкими представлениями о разделенном и традиционном исламе, в котором жили их предки. Сейчас молодые люди убеждены в том, что ислам – гибкая, мудрая религия, не приемлющая насилия, принуждения ни в чем.
Много лет занимаясь воспитанием студенческой молодежи, я усвоила истину: только убеждение, но никак не навязывание светских традиционных ценностей может создать почву для доверия между старшим и молодым поколением. Нельзя забывать и о том, что бунтарский дух свойственен молодым. Но если новые дагестанцы усвоят необходимые для горцев характер, традиции, устои, переложенные на современные условия, то, вне всяких сомнений, они не совершат непоправимых ошибок. Как мне кажется, мы перешли тот опасный барьер, за которым таились разрушенные судьбы, трагедии в семьях, растерянные родители, никак не допускавшие даже мысли, что такое может случиться в семье, где все, казалось бы, шло гладко. На самом деле, как показывает печальная практика, на путь джихада становятся не только социально незащищенные молодые люди, но и дети из так называемых благополучных семей, чьи идейные взгляды со временем трансформируются в открытую форму противостояния под влиянием профессиональных идеологов, пропагандирующих крайние проявления гражданского неповиновения, демонстрирующие правовой нигилизм.
Подобные рекрутанты опасны тем, что они убеждены в том, что только в рядах запрещенных в нашей стране экстремистских организаций они сумеют противостоять «неправильной» власти. Для этого они входят в так называемые «спящие» ячейки, из которых могут, по их мысли, со временем вырасти военизированные организации, совершающие подрыв устоев государственности, уводя стратегический молодежный ресурс, может быть, и не в лес, но применяя все более совершенные технологии по обработке сознания, видоизменяя формы борьбы внутри молодежной среды, то есть переходя, если так можно выразиться, к мирному террору.
– Жанна Абдулгамидовна, вы эксперт, политолог, имеете непосредственное отношение к идеологической, воспитательной компоненте, а значит, точно знаете, где и что мы упускаем.
– На мой взгляд, для развития республики, создания целостной молодежной политики необходимо, чтобы образование было национально ориентировано, то есть приоритеты большой страны должны стать неотъемлемой частью сознания новых поколений. Нельзя забывать, что трафаретные конструкции
-призывы о любви к родине, честности, патриотизме не должны сходить с языка педагогов в школе, на вузовском этапе. Именно формирование гражданско-патриотического мировоззрения на основе национальной гордости, высокой нравственности, духовности у молодого поколения позволят нам создать концепцию национальной идеи, опираясь на скрепы страны с многовековыми традициями.
Одним из основополагающих воспитательных, образовательных компонентов остается формирование базовой культуры, что приводит к созданию гармоничной личности социального типа, сочетающей мировоззренческую основу, гражданственность, патриотизм, что соответствует представлениям современного российского государства. Надо понимать, что в современном мире существует множество различных крупных политических систем, поглощающих более слабые, менее развитые, подминая под себя различные верования, экономики, политические воззрения. Можно сказать, что, как и прежде, сильные человекообразные покоряют более слабых, завоевывая пространство палицей и камнем. Но ныне человек в попытке покорить мир прибегает к кибератакам, влияя на сознание гораздо более страшным по силе оружием, превращая себе подобных в покорную, управляемую массу.
И чтобы противостоять этому, изначально необходимо разъяснительную и воспитательную работу начинать с семьи, последовательно сохраняя цепочку: дом-школа-вуз. Главным условием осуществления этой цели является возрождение и развитие экономики, науки, образования, культуры, достоинства и духовного потенциала, выручавшие Дагестан, Россию в самые трудные времена испытаний, способствовавшие преодолению кризисных явлений, объединению всех слоев общества, всех политических сил.
– Что обсуждается в экспертной среде политологами, институтами гражданского общества, как выработать правовые, социальные механизмы, создающие условия для полнокровного развития политической системы?
– Понимаете, в чем дело… Духовный потенциал нации – реальная и эффективная сила, способная решать любые политические, экономические, социальные проблемы. Это личность-созидатель, это человек, способный воплощать самые амбициозные задачи. Я имею в виду прежде всего Дагестан, переживающий не самые легкие времена. И кадровый конкурс лишний раз продемонстрировал, насколько у нас талантливая молодежь, какой в ней заложен потенциал. Встречи студенчества с представителями научной и творческой интеллигенции, ветеранами многое дают молодежи, только открывающей для себя мир. Но важно не упустить, не пустить на самотек тех, кто оказался вне поля зрения общественных молодежных организаций, дать им почувствовать и увидеть, какие перспективы перед ними открываются.
Нам надо научиться защищаться от внешних угроз, отвечать на вызовы и думать о том, что впереди у нас стратегические задачи, касающиеся сохранения целостности российской государственности, сохранения той исторической последовательности, что подкрепляет традиционные ценностные ориентиры новыми, но связанными крепкими узами с историческим прошлым, с тем, что и сегодня остается неизменным, что напоминает о нашей общей ответственности за будущее республики, страны.
Автор: Айшат Тажудинова
dagpravda.ru